Проходка верхней части нового Керакского тоннеля на Транссибе выполнена на 70%. Строительство тоннеля ведётся в Амурской области на перегоне Ковали – Ульручьи Забайкальской железной дороги.
Новый двухпутный тоннель протяжённостью почти 927 м пробивается с двух сторон параллельно действующему.
За 9 месяцев в общей сложности пройдено 659 м калотты (верхней части выработки) и 314 м штроссы (нижней части), за это время строители извлекли более 95 тыс. кубометров горной породы.
Встреча проходческих бригад запланирована к осени 2022 года, после чего начнётся внутренняя железобетонная отделка тоннеля. Сооружение позволит увеличить скорость движения поездов и пропускную способность на этом участке.
Работы ведутся в круглосуточном режиме в сложных геологических условиях, обусловленных горными породами высокой степени крепости и двумя геологическими разломами. Новый тоннель позволит увеличить скорость движения поездов и пропускную способность на этом участке, а также существенно снизит затраты на текущее содержание искусственного сооружения. В строительстве тоннеля задействовано около 350 человек и 50 единиц спецтехники.
Из-за высокой крепости горных пород проходка с восточной стороны ведётся буровзрывным способом, с запада – с помощью горного экскаватора. Завершить строительство планируется в 2025 году. За это время в тоннеле будет выполнена чистовая отделка, произведена укладка пути, электрификация, монтаж коммуникаций. На территории строительства появятся вспомогательные инфраструктурные объекты для обслуживающего персонала и охраны.
Существующий Керакский тоннель был построен в 1911 году. Он располагается в зоне с обводнёнными грунтами, негативно влияющими на его состояние. На сегодняшний день сквозь него за сутки проходит в среднем 80 пар поездов.
Сегодня это сооружение уже не отвечает современным требованиям безопасности к габаритам и пропускной способности. Внутренняя отделка обветшала и пропускает воду. По стенам и сводам колец обделки наблюдается выщелачивание цементного раствора. В некоторых местах образовались сталактиты, мокрые потёки, вода попадает на контактную сеть. Зимой здесь образуются наледи и сосульки. Это часто приводит к отказам технических средств и коротким замыканиям контактной сети. Электровозы следуют по тоннелю с опущенными токоприёмниками и ограничением скорости. Впрочем, согласно проекту, по окончании стройки старый тоннель ещё послужит как эвакуационное и дренажное сооружение.
Источник: Гудок