Египет активно расширяет пул поставщиков, заключая контракты с мировыми производителями, но в то же время работает и над созданием собственного производства подвижного состава.
В соответствии с национальной инициативой Vision 2030, направленной на обеспечение устойчивого роста экономики страны, Египет сегодня привлекает и направляет значительное финансирование на развитие железнодорожного транспорта. Согласно свежему отчету Африканского банка развития (African Development Bank), целью государственного перевозчика «Египетские национальные железные дороги» (ENR) является доведение к 2029 году доли железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров до 15%, в грузовых перевозках – до 10%.
В 2014 году ENR утвердила 10-летний план по инвестициям в железнодорожный комплекс в размере $10 млрд. Как сообщал портал Railway Technology, весной 2021 года министр транспорт страны Камель Аль-Вазир отмечал, что под дальнейшее развитие железнодорожной сети Египта заложен еще больший бюджет — $14,4 млрд. Значительные средства также вкладываются в развитие систем метрополитена. В таких условиях активная проработка расширения присутствия на египетском рынке со стороны крупнейших игроков мирового рынка подвижного состава является очевидным решением.
В конце марта в страну прибыл первый пассажирский поезд Talgo, который состоит из тепловоза, вагона-электростанции и 14 пассажирских вагонов Intercity Talgo 230 разных классов обслуживания. Техника рассчитана на эксплуатацию со скоростью до 160 км/ч, вместимость – 492 пассажира. Испанский производитель открыл для себя египетский рынок вслед за российским «Трансмашхолдингом» (ТМХ), который в 2018 году получил заказ в более €1 млрд на поставку 1300 пассажирских вагонов (вступил в силу в 2020 году после подтверждения кредита). Тогда, в 2019 году, ENR при кредитной поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) заказала у Talgo 6 составов за €158 млн для эксплуатации на линии Александрия – Каир – Асуан. Остальные 5 поездов планируется доставить до конца этого года.
Вопрос поставок в Египет на государственном уровне поддерживается и во Франции. В марте руководством страны было одобрено предоставление Египту льготного кредита на покупку для каирского метрополитена 55 девятивагонных поездов Alstom Metropolis по контракту, заключенному между производителем и национальным ведомством по тоннелям NAT в ноябре 2021 года. Каждый поезд сможет вмещать 2580 пассажиров. Вместе с подвижным составом Alstom поставит ПО для технического обслуживания, которое, по утверждению производителя, поможет снизить на 20% стоимость ремонта и на 15% расход комплектующих. Подвижной состав будет спроектирован на площадке Alstom в Валансьен-Петит-Форе, выпуск тележек и электродвигателей должен быть организован на заводе в Ле-Крезо, электрооборудования – на заводе в Тулузе. Финальная сборка будет реализована на единственной в Египте площадке по выпуску рельсового транспорта – заводе SEMAF, который функционирует с 1955 года. Уровень локализации должен составить 13,3%.
В прошлом году на египетском рынке значительно укрепился еще один производитель подвижного состава – немецкая Siemens Mobility. В консорциуме с египетскими строительными компаниями Arab Contractors и Orascom Construction был заключен контракт на строительство и обеспечение подвижным составом первой в стране линии ВСМ [ высокоскоростной железнодорожной магистрали ] протяженностью 660 км. Стоимость контракта – около $4,5 млрд, доля Siemens в нем – порядка $3 млрд. По словам гендиректора Siemens Mobility Михаэля Петера, для проекта компания поставит 35 высокоскоростных поездов Velaro, 70 электропоездов поездов Desiro High Capacity и 30 грузовых электровозов Vectron. Контракт охватывает только первый этап сотрудничества по созданию 1800-километровой сети. Сейчас ведутся переговоры по строительству еще двух линии и обеспечения их подвижным составом.
Присутствие в Египте крупнейшего мирового игрока – CRRC — пока не пропорционально его доле на мировом рынке: в 2021 году по своему первому контракту в стране китайский производитель начал доставлять в страну партию из 22 шестивагонных электропоездов, выпускающихся на площадке в Циндао. Как заявляет производитель, новые поезда могут разгоняться до 120 км/ч, что является самым высоким показателем скорости в сравнении с другим городским рельсовым транспортом Египта и обладают повышенной пассажировместимостью (каждый поезд может перевозить до 2,2 тыс. человек).
В части поставок тепловозов американские Wabtec и Progress Rail несколько десятилетий присутствуют на рынке Египта, в лице поглощенных GE и EMD соответственно. Однако в 2021 году Wabtec получила новый существенный заказ при кредитной поддержке ЕБРР – на 100 тепловозов Evolution ES30ACi. Недавно производитель также объявил о намерении заключить с ENR еще один контракт, на поставку первого для страны аккумуляторного локомотива FLXdrive.
Целый комплекс сделок в прошлом году заключен для поставок в метрополитен Каира. Так, японские Kinki Sharyo и Mitsubishi получили заказ стоимостью $351,2 млн на поставку 184 вагонов. Подвижной состав планируется поставлять с 2025 по 2028 год. Также испанская CAF подписала контракт с NAT на модернизацию 23 уже эксплуатируемых в Каире поездов метро за €180 млн. Финансирование предоставлено испанским фондом FIEM.
Однако Египет работает и в направлении создания собственных компетенций по производству подвижного состава. Так, в конце 2020 года экономическая зона Суэцкого канала, Суверенный фонд Египта и несколько частных инвесторов подписали соглашение о создании в стране новой компании по выпуску подвижного состава NERIC. На первом этапе в предприятие должно быть вложено $178,5 млн, а в течение следующих 10 лет объем инвестиций может достигнуть $10 млрд. Одной из ключевых площадок компании в ближайшей перспективе должен стать промышленный комплекс площадью 300 тыс. м2 в городе Порт-Саид, который будет состоять из трех производственных линий по выпуску вагонов метро (стартовая проектная мощность ‒ 150 ед. в год), трамвайных вагонов (150 ед. в год) и ремонту электропоездов (125 ед. в год).
Подвижной состав предполагается для поставок как на внутренний рынок, так и на экспорт в близлежащие страны. Участники проекта заявляют, что при производстве планируется формировать 30% добавленной стоимости, а также в течение 10 лет будет локализовано 50% компонентов.
Стоит отметить, что в мае 2021 года Hyundai Rotem заявила о планах локализации на площадях NERIC выпуска вагонов метро. Компанией был подписан соответствующий меморандум, предполагающий производство 800 вагонов для метро Каира. Уровень локализации должен постепенно повышаться в течение 6 лет, с 29,9% до 75%. Поставки планируются с 2023 года.
Источник: Rollingstock