Активное строительство на объектах железнодорожной магистрали Северный широтный ход (СШХ) на Ямале должно начаться в 2022 г., заявил 13 апреля президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики. «Я обращаю внимание правительства, РЖД, «Газпрома», других компаний, задействованных в проекте, – это прямое поручение», – сказал он. Путин добавил, что запуск СШХ позволит разгрузить БАМ и Транссиб, что «принципиально важно» с учетом переориентации на восток основных экспортных грузов.
При этом схема строительства СШХ может поменяться. Как пояснил источник в правительстве, знакомый с ходом обсуждения проекта, сейчас рассматривается вариант с поэтапной реализацией проекта. На первом этапе, к 2028 г., по его словам, планируется довести провозную мощность дороги до 14 млн тонн в год, а затем «при необходимости и наличии грузовой базы» – уже до плановых 23,9 млн тонн грузов в год. Стоимость строительства первого этапа, в который войдут соединяющая две действующие дороги ветка Салехард – Надым – Пангоды и мост через Обь, оценивается в 290 млрд руб., включая средства «Газпрома».
Эта сумма значительно выше предыдущих оценок. В 2017 г. стоимость СШХ оценивалась в 236,7 млрд руб., но с тех пор кратно выросла. В презентации Минэка от октября 2021 г. бюджет проекта превышал 0,5 трлн руб. Из них 181 млрд руб. должна была инвестировать РЖД, 40 млрд руб. – «Газпром», еще 70 млрд руб. выделял фонд национального благосостояния (ФНБ), 147 млрд руб. – заемные средства. Представитель Минтранса подтвердил, что общий объем финансирования СШХ – порядка 500 млрд руб.
СШХ – магистраль длиной 707 км на севере Ямала, которая должна соединить станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. Проект включает строительство моста через Обь и железнодорожной части перехода через реку Надым. Создание СШХ разделено на несколько участков и включает помимо нового строительства магистрали и моста модернизацию существующих участков железных дорог, о которых в первом этапе источник не упомянул.
СШХ реализуется при поддержке правительства, властей ЯНАО, «Газпрома» и РЖД. Проект частично должны строить за счет концессии: в 2018 г. между концессионером ООО «СШХ» (99,9% – у РЖД) и подконтрольным Минтрансу Росжелдором заключено соглашение на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры общего пользования участка Обская – Салехард – Надым. В феврале 2022 г. в интервью «Коммерсанту» гендиректор РЖД Олег Белозёров говорил, что компания готова продать контроль в ООО «СШХ». Предложение, по его мнению, «может заинтересовать банковские структуры».
Из-за дефицита финансирования сроки проекта неоднократно сдвигались. Очередной перенос обсуждался в марте 2022 г., следует из протокола совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина от 9 марта. В документе зафиксированы риски реализации СШХ: дефицит финансирования на сумму более 300 млрд руб., возможные проблемы с привлечением концессионером коммерческих кредитов. По итогам совещания Минтрансу поручалось к 30 марта представить Путину доклад о необходимости переноса сроков начала СШХ.
Хуснуллин 23 марта на совещании президента с членами правительства предлагал сдвинуть проект на год. А первый транш из бюджета на СШХ в 50 млрд руб. вице-премьер предлагал направить на поддержку региональных бюджетов. Белозёров 25 марта на встрече с сенаторами в Совете Федерации говорил, что планы по строительству СШХ сохраняются, проект – в стадии госэкспертизы. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин знает, что СШХ «на днях прошел госэкспертизу».
Представитель «Газпрома» напомнил, что компания отвечает за постройку участка Надым – Пангоды (40 млрд руб., согласно презентации Минэка). По его словам, железнодорожная инфраструктура участка прошла госэкспертизу, ведется проектирование сопутствующих объектов.
Представитель РЖД предложила ориентироваться на высказанную в феврале позицию Белозёрова.
Первый зам. главы Минэкономразвития Илья Торосов через представителя передал «Ведомостям», что сейчас продолжается обсуждение, как максимально упростить процедуру предоставления денег из ФНБ по отобранным проектам с учетом изменения стоимости кредитования в российских банках. «В текущих условиях планы инвесторов могут корректироваться, потому что один из шести участков предполагает строительство по концессии», – пояснил он. По словам Торосова, средства ФНБ в размере 70,3 млрд руб. будут выделены на строительство моста через Обь и железнодорожных подходов к нему, в проект уже вложено 10 млрд руб.
Собеседник, знакомый с обсуждением проекта, говорит, что в Минэке прорабатывался вопрос замены кредитных денег ООО «СШХ» средствами из ФНБ. В Росжелдоре, по его словам, «ждут официального поручения» из аппарата президента и тогда уже совместно с РЖД и «Газпромом» начнется проработка вопроса начала строительства в 2022 г. «В том числе необходимо получить официальное подтверждение у РЖД о возможности приступить к реализации (строительства) трех участков проекта за счет средств текущей инвестпрограммы компании», – говорит источник.
По словам Гришунина, ранее проект осложнялся высокой стоимостью заемного финансирования, которую было трудно окупить с учетом неопределенности грузовой базы. Сейчас складываются условия для прямого госфинансирования проекта, считает он. «Проект может помочь экспортировать больше угля и других грузов в восточном направлении», – пояснил Гришунин.
По мнению руководителя InfraOne Research Александры Галактионовой, при наличии финансирования «нет препятствий для начала строительства уже в текущем году». «Если проект политически значимый, то можно за месяц-два все решить, а господряды и закупки по 223-ФЗ (о госзакупках. – «Ведомости») заключить без конкурса», – отметила она. Предварительные переговоры с подрядчиками, по мнению экспертов, вероятно, уже были проведены. По оценкам InfraOne, из-за последних событий на Украине, санкционного давления и девальвации рубля стоимость СШХ вырастет как минимум на 10-15%.
Реализация проекта, по словам Галактионовой, займет порядка пяти лет. Сроки могут увеличиться из-за проблем с поставкой импортного оборудования, уточняет она. Эксперт также не исключила проблемы с привлечением коммерческих кредитов, ставка по которым в 17% (текущая ставка ЦБ) не позволит привлечь достаточный объем средств без субсидий из бюджета.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что актуальность проекта СШХ в текущих условия резко выросла из-за необходимости разгрузить Транссиб и БАМ. «Привлечение негосударственного финансирования и устойчивость грузовой базы, напротив, стали менее значимы в связи с возможностью использования средств от дополнительных нефтегазовых доходов (в апреле 2022 г. правительство приняло постановление, позволяющее направлять допдоходы от торговли нефтью и газом на текущие расходы бюджета вместо пополнения ФНБ)», – резюмировал он.
Источник: Ведомости