Западные санкции в отношении России и РЖД, несомненно, затронут и пассажирский комплекс (уже затронули). В этом тексте попробуем обобщить, что уже точно известно о санкциях и каких вагонов мы недосчитаемся в будущем.
В России на сегодняшний день есть пять типов западного подвижного состава.
Это скоростные поезда «Сапсан», «Ласточка», «Стриж», Allegro и двухэтажные электрички «Аэроэкспресса» Stadler. Поговорим о каждом из этих типов подробнее.
«Сапсан». Все российские поезда «Сапсан» – производства немецкой фирмы Siemens. Производитель объявил о присоединении к санкциям против России. Уже известно, что приостановлены поставки в Россию «Сапсанов» новой партии.
В рамках нового контракта было заказано 13 поездов в дополнении к тем 16 «Сапсанам», которые курсировали в России по состоянию на 2020 год. В течение 2021-2022 года РЖД успели получить, по разным данным, три или четыре новых поезда. Пока неизвестно, сможет ли перевозчик ввести новые составы в эксплуатацию. Если сможет, то общее количество «Сапсанов» увеличится до 19-20. При этом Siemens пообещал не прекращать техническое обслуживание поездов.
«Ласточки». Поезда «Ласточки» изначально тоже имеют немецкое происхождение. Первые поезда поставлялись компанией Siemens, но позднее Siemens и российская группа компаний «Синара» открыла совместное предприятие «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Там был налажен выпуск этих электричек. «Ласточки» во многом состоят из российских компонентов, однако не на 100 процентов. В Siemens заявили, что продолжат обслуживание этих электропоездов, однако выпуска новых электричек ждать не приходиться.
«Стриж». У РЖД семь составов «Стриж» производства испанской фирмы Talgo. Официально Talgo не объявляла о введении санкций против России, однако эксплуатация всех «Стрижей» РЖД уже приостановлена без объяснения причин. Что будет с этими поездами дальше, неизвестно.
Allegro. Поезд Allegro, который курсирует между Петербургом и Хельсинки, произведен в Италии на заводе, входящем во французскую группу Alstom. Эксплуатация поездов приостановлена, а Alstom публично объявлял о присоединении к санкциям.
Stadler. Двухэтажные электропоезда «Аэроэкспресс», которые курсируют в Москве, произведены швейцарской компанией Stadler – причем в Москве ходят как швейцарские электрички, так и поезда производства белорусского подразделения. Stadler в рамках введенных санкций заявил, что сократит деятельность предприятия в Беларуси, однако как это скажется на обслуживании российских поездов, пока непонятно.
Таким образом, очевидно, что больше всего «досталось» скоростному сообщению. Однако не только.
Санкции против РЖД затронут и другой подвижной состав. Например, упомянутый французский Alstom владеет 20% акций «Трансмашхолдинга» и активно инвестировал в Россию. Он участвовал, в частности, в разработке ЭП20 – единственного в России пассажирского электровоза, который может развивать скорость до 200 км/ч и эксплуатироваться на участках и с переменным, и с постоянным током. Скорее всего, производство ЭП20 будет прекращено.
Как будет продолжаться производство других локомотивов пока тоже неясно. Насколько известно, ни один из них не локализован на 100 процентов в России.
В целом, импортные составляющие присутствуют при производстве любого типа подвижного состава и любого типа вагонов – даже грузовых вагонов. Поэтому санкции затронут абсолютно всё.
Вызывает беспокойство и производство современных пассажирских вагонов ТВЗ [ Тверского вагоностроительного завода ] , которые буквально «напичканы» электроникой. Думаю, на какое-то время у них хватит купленных запчастей (надеемся), а потом будет перерыв и поиск новых поставщиков, который не обязательно завершится успехом. Напомним, что, согласно первоначальным планам, в России к этому моменту уже должны были произвести более 300 двухэтажных двухвагонных сцепов «2020» с тележками с пневмоподвеской. Но пока их хватило только на то, чтобы сформировать один-единственный регулярный поезд – №137/138 сообщением Москва – Оренбург.
А еще в Петербурге эксплуатируются трамваи «Чижик» производства Stadler… И мы не знаем, что будет с ними. Мы не знаем даже сможет ли Демиховский завод продолжать выпуск обычных электричек типа ЭП2Д, потому даже там содержатся импортные запчасти (говорят, особенно много их в системах вентиляции и кондиционирования воздуха).
Догадываемся, что часть читателей сейчас испытывают гнев: мол, как же так, за столько лет не смогли организовать производство всего этого в России. Но мой ответ другой: этого и не нужно. Ни одна современная страна не производит на своей территории абсолютно все. Все рынки интегрированы друг с другом. И ситуация, при которой Россия покупает условные вагонные сцепки у Германии, а производитель из Франции заказывает у России титан, – абсолютно нормальная. А дальше уже начинается политика, которая может нравится или нет, и санкции против РЖД – лишь часть большой «игры».
Источник: 1520today