О таком проекте производитель объявил в рамках подписания соглашения с энергетической компанией ENGIE. Также на днях глава Alstom Анри Пупар-Лафарж сообщил о проработке сбыта водородных поездов в Испанию.
В соответствии с условиями недавно подписанного между Alstom и французской энергетической компанией ENGIE соглашения производитель займется разработкой локомотивов с тягой от водородных топливных элементов высокой мощности, в свою очередь компания наладит для них цепочку поставок водорода, а также развернет заправочную инфраструктуру. Проект будет направлен на создание и эксплуатацию подвижного состава при грузовых перевозках.
Также в начале апреля в рамках форума «Wake Up Spain» Анри Пупар-Лафарж выразил надежду, что Испания может стать одной из первых стран в мире, где будут эксплуатироваться поезда с водородной тягой. По его словам, компания уже работает над внедрением в стране такого подвижного состава. В мае прошлого года президент Alstom в Испании и Португалии Леопольдо Маэсту сообщал, что компания предложила правительству страны проект внедрения водородных поездов, который должен быть профинансирован из европейских фондов. Он отмечал, что в случае успешного завершения переговоров поезд должен пройти испытания в течение полугода, после чего необходимо от 24 до 30 месяцев для ввода его в коммерческую эксплуатацию.
На данный момент Alstom представлен в сегменте водородной тяги масштабнее всех мировых производителей. Первые два поезда Coradia iLint с водородными топливными элементами были введены в эксплуатацию в Германии в сентябре 2018 года. Сейчас в портфеле заказов французского производителя находится контракт на поставку 40 поездов Coradia iLint для различных регионов Германии, 14 поездов – для итальянского перевозчика FNM, и 12 4-вагонных поездов для регионов Франции (с опционом еще на 2 поезда). Успешные испытания Coradia iLint были проведены в Австрии, Нидерландах, Польше и Швеции.
Поезда комплектуются системами водородных топливных элементов мощностью по 200 кВт, их поставляет компания Hydrogenics (входит в американскую Cummins). В начале марта компания сообщила о запуске в немецком Хертене завода, который, в частности, будет производить топливные элементы для Coradia iLint. Ранее в Cummins заявляли, что планируют делать по 1 МВт топливных элементов для Coradia iLint в месяц, то есть по 5 комплектов. Alstom также инвестировала €6 млн в строительство цеха по производству водородных топливных элементов на предприятии в Экс-ан-Провансе. В то же время поставщик топливных элементов для перспективных локомотивов пока не называется.
На текущий момент прототипы локомотивов с водородной тягой представили три производителя. В начале 2021 года китайская CRRC показала маневровую модель, которая в октябре была направлена в тестовую эксплуатацию. По ней заявляется мощность мощность в 700 кВт, а тяга обеспечивается водородными топливными элементами и аккумуляторами. В свою очередь в сентябре прошлого года свой образец маневрового локомотива с водородной тягой представила польская Pesa. Заявляемая мощность составляет 720 кВт, а тяга также обеспечивается за счет водородных топливных элементов и аккумуляторных батарей.
В Испании, куда с водородной тягой стремится выйти Alstom, водородный локомотив создала Talgo: компания модернизировала электровоз Travca под гибридную тягу (водород + питание от сети). В марте 2022 года планировались его статические испытания (однако данных, подтверждающих это, в открытых источниках нет). С лета подвижной состав должен быть направлен уже на прохождение динамических испытаний.
Talgo и другой испанский игрок — Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) – постараются составить конкуренцию и поезду Coradia iLint. Так, в 2020 году Talgo анонсировала работы по созданию водородных поездов Vittal-One для пригородных и региональных перевозок на базе одноименной серии электропоездов. Компания заявляла, что планирует представить такие поезда в 2023 году. В начале этого года Talgo получила займ от Европейского инвестиционного банка EIB в размере €35 млн. Полученный кредит будет направлен на внедрение в Испании ключевых компонентов и систем для подвижного состава с низким углеродным выбросом.
В свою очередь CAF занимается проектом модернизации трехвагонного поезда Civia 463 под гибридную тягу с питанием от водородной установки и контактной сети. В этом году для проекта Toyota поставила шесть топливных элементов. Японский производитель вместе с CAF, национальным испанским перевозчиком Renfe, инфраструктурной Adif и другими компаниями входит консорциум FCH2Rail, который реализует проект гибридной тяги для региональных поездов.
Источник: Rollingstock