Железная дорога играет центральную роль в планах Европейской комиссии по созданию ‘платформы деловых контактов’ для транспортировки украинского сельскохозяйственного экспорта. Ранее, для этого использовались порты Черного моря, которые блокируются Россией.
Объявив о своем плане, комиссия заявила, что российская блокада угрожает глобальной продовольственной безопасности, и возникает необходимость в альтернативных транспортных маршрутах. Украина является крупнейшим экспортером подсолнечного масла (50% мирового экспорта), третьим по величине - рапса (20%) и ячменя (18%), четвертым - кукурузы (16%) и пятым - пшеницы (12%).
В дополнение к решению неотложной чрезвычайной ситуации комиссия планирует долгосрочные меры по улучшению связи инфраструктуры Украины с ЕС.
‘Около 20 миллионов тонн зерна должны покинуть Украину менее чем за три месяца, используя инфраструктуру ЕС. Это гигантская задача, поэтому важно координировать и оптимизировать логистические цепочки, создавать новые маршруты и избегать, насколько это возможно, узких мест ’, - заявила комиссар по транспорту Адина Велан 12 мая.
Комментируя план, Джолин Молиторис, председатель Целевой группы по поддержке железных дорог Украины и бывший федеральный администратор железных дорог США, сказала, что "с выводом украинских портов из строя мы снова видим решающую роль железнодорожного сектора как для украинского общества, так и для мировой экономики’.
Целевая группа "призывает многонациональное железнодорожное сообщество, начиная с Европы и Америки, начать то, что может стать крупнейшим мобилизационным проектом со времен Второй мировой войны, чтобы переместить огромные объемы зерна в западном направлении’.
Срочные меры по оптимизации перевозок
Европейская комиссия заявила, что среднее время оборота железнодорожных вагонов для пересечения украинской границы сейчас составляет 16 дней, по причине разности железнодорожной колеи.
Комиссия должна работать с государствами-членами, украинскими властями и промышленностью над созданием "общей платформы" для участников логистической цепочки, с целью оптимизации грузопотоков и консолидации имеющихся мощностей. Комиссия призвала игроков рынка ЕС предоставить подвижной состав, грузовые автомобили и суда, а также менеджеров инфраструктуры и партнеров по грузовым коридорам уделять приоритетное внимание украинскому сельскохозяйственному экспорту. Каждое государство должно определить меры коммуникации, чтобы заинтересованные стороны могли сообщать о проблемах и узких местах.
"Платформа деловых контактов" будет работать с государствами и промышленностью, чтобы определить ключевые точки перевалки и сменяемости колеи, чтобы улучшить пропускную способность. Комиссия призвала игроков рынка срочно производить и приобретать мобильные зерновые погрузчики для мест перевалки.
Комиссия также оценит имеющиеся складские мощности в ЕС, будет работать над выявлением узких мест, вызванных пограничными процедурами, призывает государства задействовать весь потенциал, применять ‘пропорциональный’ контроль и отказаться от несущественных требований.
Украинское правительство уже заявило, что компенсирует стоимость вагонов, поврежденных или потерянных в стране, а Европейская комиссия изучит предоставление дополнительных финансовых гарантий, чтобы побудить владельцев вагонов разрешить своим паркам въезжать в Украину.
Улучшение связей между Украиной и ЕС
Глядя на среднесрочную и долгосрочную перспективу, ЕС будет работать над увеличением пропускной способности экспортных коридоров и созданием новых.
Предложения ЕС позволят поддержать связи с Украиной, включая железные дороги и создание интермодальных терминалов.
Комиссия планирует подписать соглашение высокого уровня с Украиной по обновлению транспортной сети в рамках своей политики расширения на соседние страны.
Источник: Railway Gazette