data-caption= data-caption= data-caption=
Правительство РФ изучает возможности для снижения цен на перевозку строительных грузов

Перевозки

 

Правительство России прорабатывает ряд мер для снижения цен на перевозку строительных грузов, сообщили в операторских компаниях и подтвердил представитель вице-премьера Марата Хуснуллина. Речь идет о бронировании определенного процента вагонов для нужд производителей стройматериалов, а также о фиксации для них железнодорожных тарифов (ставок на предоставление вагонов операторами).

Один из источников утверждает, что инициатором мер является Минстрой. Он добавляет, что такая инициатива отражена в обновленном варианте «Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035 года», которую готовит ведомство. Документ еще не представлен в правительство, уточняет представитель Хуснуллина. В Минстрое пояснений не дали.

Цель мер, по словам представителя вице-премьера, – сдержать рост цен на стройматериалы, в том числе для больших строек. Он добавил, что правительство поручило ведомствам «на постоянной основе» проводить мониторинг ставок на предоставление вагонов, выявлять факты и причины их роста, прорабатывать предложения по снижению и регулированию стоимости аренды, возможные меры поддержки лизинговых компаний. Собеседник напомнил, что в 2021 году в связи с благоприятной конъюнктурой на мировых товарных рынках отмечался высокий спрос на полувагоны, ставки аренды на них значительно выросли.

Ставки на доставку щебня с 2020 по 2021 годы выросли минимум в 2 раза, превысив 2 тыс. рублей за вагон в сутки. По данным Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС), в конце апреля 2022 года ставка на полувагон на спотовом рынке составляла около 2800 рублей в сутки, в марте – 2900 рублей. В январе из-за сезонного фактора и заторов в портах ставки доходили до 4 тыс. рублей.

По словам представителя Хуснуллина, чтобы сдержать рост ставок, правительство готовит ряд мер, позволяющих «регулировать этот процесс». Они, в том числе, направлены и на обеспечение контроля ФАС за ценовой политикой производителей комплектующих вагонов, и на формирование отдельного парка для перевозок строительных грузов. «Это решение уже апробировано на базе «РЖД логистики» («дочка» РЖД) в рамках проекта по строительству автомагистрали М12 Москва – Казань», – пояснил он.

Вопрос сдерживания стоимости перевозки стройматериалов обсуждался и у вице-премьера Юрия Борисова. Минтранс, Минпромторг совместно с РЖД до 20 мая должны внести в правительство предложения по закреплению части парка для стройгрузов, следует из протокола совещания у Борисова от 29 марта. Представитель Борисова подтвердил актуальность поручения. В пресс-службе Минпромторга переадресовали запрос в Минтранс, там оставили его без ответа. Так же поступили в РЖД.

«Как это будет оформлено юридически, сказать сложно. Но, скорее всего, это будут те же контракты, но отказаться от их заключения собственник вагонов не сможет», – отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева говорит, что устав железнодорожного транспорта РФ напрямую не предполагает ценового регулирования и не содержит норм, связанных с обеспечением социально значимых потребностей, указывая только на фактически военные нужды страны.

Представитель Союза операторов железнодорожного транспорта сказал, что организация не получила разъяснений от Минтранса, сколько вагонов и на какой срок попадут под «бронь».

Операторы ожидаемо негативно отреагировали на инициативу по фиксации тарифов. Собеседник в одном из крупных операторов сказал, что деятельность компании «относится к высококонкурентному сектору» транспорта и «характеризуется значительной финансовой нагрузкой». Он указывает, что вложения операторов в вагоны – это более чем 2 трлн рублей. Источник подчеркивает, что операторы заинтересованы в эффективном использовании вагонов, от этого зависит и прибыльность, и сама возможность исполнять свои обязанности перед клиентами и государством. Источник в другом операторе назвал инициативу по регулированию цен «негативным прецедентом».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что участившиеся случаи изъятия платформ и крытых вагонов для Минобороны стали причиной снижения эффективности работы и привели к попыткам крупных операторов избавиться от такого подвижного состава. Он напомнил, что «Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина в 2022 году решила выйти из сегмента платформ, а годом ранее Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД, основной оператор для перевозок социально значимых грузов по специальным сниженным тарифам) продала парк крытых вагонов. «Перевозки строительных и отделочных материалов сейчас страдают, в том числе потому, что крытые вагоны с начала года задействованы на перевозке грузов сначала для учений, а затем для СВО на Украине», – поясняет эксперт.

По словам заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, дефицит вагонов для стройгрузов и высокие ставки аренды вагонов были актуальны в первые 4 месяца года. Но сейчас, по его словам, на рынке возник профицит полувагонов (более 50 тыс. шт., или 9% парка), что уже вызвало снижение ставок. В ближайшее время ставки будут падать, подтверждает зампредседателя АОЖДПС Денис Семенкин. Возможность получать ранее дефицитные полувагоны привела к устойчивому росту перевозок стройгрузов в марте (+3,1%) и апреле (+4,6%), отметил Савчук. Он добавил, что дальнейший рост погрузки сдерживается только пропускной способностью железных дорог.

«При фиксации цен необходимо учитывать рыночные колебания, а они могут приводить не только к росту ставок на вагоны, но в период профицита парка и к существенному их снижению, причем до 700 рублей в сутки при полных затратах эксплуатантов более чем в 1300 рублей/сутки», – сказал Савчук. Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин также предупреждает, что монополизация и госрегулирование приведут к дефициту вагонов. А эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов добавляет, что инициативы госрегулирования ставок аренды вагонов обсуждались и ранее, но их блокировала ФАС.

Источник: Ведомости