data-caption= data-caption= data-caption=
Оценка плавности хода пассажирского подвижного состава

Вагоны

В апрельском номере журнала «Путь и путевое хозяйство» вышла статья, посвященная оценке плавности хода подвижного состава и комфортабельности езды пассажиров при помощи портативных акселерометров «АКСИОМА», разработанных АО «Фирма ТВЕМА» по заказу ОАО «РЖД».

Система мониторинга «АКСИОМА» предназначена для получения данных о состоянии путевой инфраструктуры, а также данных об оценке плавности хода подвижных единиц и оценке комфортабельности езды пассажиров.
Устройства первой серии находятся в эксплуатации с 2019 года. За это время с их помощью было проверено порядка 200 000 км пути.

Отличие новой серии от предыдущей заключается в замене проводной антенны беспроводным GPS- приемником, возможности формирования сводных отчетов в автоматическом режиме и выгрузки данных в ЕКАСУИ СДМИ, а также формировании ленты ГРК с отступлениями по плавности хода.

Система ЕКАСУИ СДМИ введена в эксплуатацию в 2019 году с подключением более 2000 рабочих мест подразделений инфраструктуры. Она обеспечивает технологический процесс накопления, анализа данных диагностики, комплексной оценки и прогноза изменения состояния инфраструктуры, планирования работ и оценки их качества.

В 2021 году в систему ЕКАСУИ СДМИ загружены данные измерений аппаратурой «АКСИОМА» более 200 проездов скоростных поездов на сети железных дорог. По результатам проездов формируются и выполняются задания по устранению мест с дискомфортом.

В 2021 году ОАО «РЖД» поставлено еще 13 устройств «АКСИОМА».

Испытания портативных акселерометров «АКСИОМА» новой серии, проведенные на Московской железной дороге (в частности, на МЦК), подтвердили высокие технико-эксплуатационные характеристики прибора.

 

Качественный и своевременный мониторинг плавности хода подвижного состава и комфортабельности езды пассажиров особенно важен в связи с развитием скоростного и высокоскоростного движения в России.

Плавность хода зависит от амплитуд и спектральных показателей колебаний вагона. Это важный параметр, влияющий не только на физиологическое состояние человека, но и являющийся показателем технической неисправности подвижного состава. Для оценки вибрации в России применяется межгосударственный ГОСТ 31191.4-2006, разработанный на базе ISO 2631.

Акселерометр «АКСИОМА» является компактным, автономным и простым в обслуживании. При его проектировании особое внимание уделялось проблеме получения стабильного GPS-сигнала, необходимого для последующей привязки к железнодорожной координате и расшифровки полученных данных. В системе «АКСИОМА» обеспечивается привязка измерений к спутниковым системам глобальной навигации и к железнодорожной системе координат.

Прибор в герметичном корпусе можно фиксировать на металлических поверхностях, время его автономной работы составляет до 24 часов.

Система работает на основе ПО «TRACK ICAR», осуществляющем привязку измерений к путейской координате, расчет показателей комфорта и визуализацию состояния путевой инфраструктуры.

АО «ВНИКТИ» совместно с АО «Фирма ТВЕМА» планирует оборудовать грузовой подвижной состав виброизмерительной аппаратурой «АКСИОМА» с последующим анализом полученных данных.

Источник: ОПЖТ