С начала года компания проиграла конкурсы на поставку почти 200 трамваев в Израиль и 20 поездов в Румынию. Кроме это, CRRC лишилась контракта на поставку до 33 поездов в Чехию и рискует потерять заказ на 216 вагонов метро для Индии.
Так, зимой в Израиле в конкурсах на создание и эксплуатацию трамвайных систем в Тель-Авиве китайского производителя обошли испанская Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) и французская Alstom. CAF получила от управляющей городскими транспортными проектами NTA заказ на поставку и обслуживание 98 трамваев модели Urbos за €525 млн для «пурпурной» линии, Alstom – также на 98 трамваев модели Citadis X05 уже для «зеленой» линии за €858 млн (оба контракта включают дополнительные услуги – создание систем СЦБ, инфраструктуры и т.д.). CRRC также в составе консорциумов подавала заявки, при этом в конкурсе по «зеленой» ветке заявка была на $310 млн дешевле остальных.
Стоит отметить, что до этого, в 2015 году, CRRC побеждала в Тель-Авиве: на поставку 90 трамваев (+ опцион на 30 ед.) контракт был заключен в 2015 году, в октябре 2021 года первый состав совершил пробную поездку. Официально NTA отклонила предложения по новым проектам от консорциумов с участием CRRC как «нелогичные» ввиду низкой цены. В ответ на это в апреле консорциум подал в суд Тель-Авива иск против правительства Израиля, утверждая, что это решение было основано на давлении США, где с начала 2020 года запрещено госфинансирование закупок подвижного состава у китайских производителей из-за угроз для кибербезопасности.
Сложно идет процесс у CRRC по выходу и на рынок электропоездов в ЕС. В марте после судебных споров контракт в Румынии на поставку 20 шестивагонных межрегиональных электропоездов ушел от CRRC к Alstom. Однако еще более существенный удар CRRC получила в конце апреля в Чехии: как сообщило издание Zdopravy.cz, перевозчик Leo Express расторг контракт 2016 года на поставку 3 шестивагонных электропоездов Sirius с опционом еще на 30 ед. Подвижной состав проходил процедуры сертификации с 2019 года, однако она пока не была завершена. Стоит отметить, что расторжение сделки произошло через полгода после того, как контрольный пакет акций Leo Express приобрел национальный испанский перевозчик Renfe, а 5% акций опосредованно купила CAF. Однако, несмотря на отмену контракта, CRRC намерена продолжить сертификационные испытания.
Также остается неясной и судьба еще одного контракта в Индии. В декабре 2019 года CRRC заключила с метрополитеном Бангалора контракт стоимостью $240 млн на поставку 216 вагонов метро. По условиям сделки 24 вагона должны были быть произведены в Китае, остальная часть – на специально созданном для этого заводе в индийском Шри-Сити. Однако, как в феврале сообщал IRJ, поставка первой партии поездов, запланированная на июнь, была отложена на неопределенное время из-за того, что CRRC не удалось создать производственную площадку в Индии. В конце апреля метрополитен Бангалора опубликовал новый тендер на поставку 72 вагонов метро. Директор метрополитена Анджум Парвез заявлял, что данный конкурс является запасным вариантом на случай, если CRRC не сможет поставить вагоны. Китайскому производителю дается на это еще два месяца, после чего против него может быть инициировано судебное разбирательство.
Проблемы CRRC с привлечением новых экспортных контрактов подтверждались в финансовой отчетности производителя за 2021 год. Даже на фоне снижения внутреннего спроса доля зарубежных контрактов в новых заказах производителя по итогам года оказалась минимальной за 3 года.
Справочно: CRRC Corporation Limited (CRRC) - китайская государственная компания, крупнейший производитель подвижного состава.
Источник: Rollingstock