Правительство утвердило рост железнодорожных тарифов по наиболее чувствительному для грузоотправителей сценарию – на 11% с 1 июня. Также на лето будут отменены льготы для перевозок угля. Повышение не коснется импорта потребительских товаров и внутренних перевозок продовольствия и стройматериалов. Участники рынка отмечают внезапность окончательного решения и видят в нем выгоду исключительно для ОАО «РЖД». Да и она будет краткосрочной, поскольку дополнительная нагрузка на грузоотправителей приведет к снижению погрузки.
Вечером в субботу, 28 мая, опубликовано распоряжение правительства от 27 мая, утверждающее дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 11% с 1 июня. Из-под дополнительной индексации будут выведены импортные перевозки потребительских товаров, перевозки во внутригосударственном сообщении продовольственных товаров и минерально-строительных грузов. Также, согласно приказу ФАС от 26 мая, понижающие коэффициенты на перевозку угля, а именно 0,4 за дальность и 0,895 для перевозок энергетического угля на экспорт, отменят с 1 июня до 31 августа. В ОАО «РЖД» комментариев не дали.
В ФАС подтвердили разработку приказа, назвав его «разовой дополнительной мерой», которая «позволит в запланированном объеме реализовать инвестпрограмму ОАО «РЖД». Как сообщил секретариат первого вице-премьера Андрея Белоусова по итогам совещания 27 мая, общий объем финансирования, недополученного ОАО «РЖД» вследствие общего снижения погрузки и грузооборота, а также удорожания кредитных ресурсов и инфляционного давления, превышает 620 млрд руб. Исходно рассматривались три варианта сокращения дефицита инвестпрограммы, представляющие собой комбинацию мер, в том числе допиндексацию тарифа на 1,4-11%. При этом полностью дефицит инвестпрограммы они не закрывали: он сохранялся на уровне 220-246 млрд руб.
Согласно документам ОАО «РЖД» (...), вариант с индексацией на 11% с 1 июня приносил ОАО «РЖД» 90,3 млрд руб. дополнительных доходов по этой статье. Сумма близка к той, о которой говорит господин Белоусов, поясняя, что «правительством и компанией приняты решения по снижению дефицита финансирования более чем на 290 млрд руб. путем предоставления средств ФНБ на инвестиционную программу и отсрочек по уплате страховых взносов», и «нагрузка на бюджет в три раза превышает тот объем средств, который может быть получен в результате повышения тарифов».
Источник знакомый с ходом совещания, удивлен, что все решения «были приняты ранее», грузоотправителям лишь разъясняли причины. К тому же, говорит он, индексация в 11% была предложена исходя из того, что инфляция будет 20%, тогда как она в последние недели серьезно замедлилась. Дыра в бюджете ОАО «РЖД» подсчитывалась при курсе 120 руб. за доллар (сейчас 67 руб.), и в целом обосновывающие материалы формировались в марте в условиях хаоса с и тех пор не корректировались.
Другой собеседник подчеркивает, что решение было объявлено в «шоковом формате». «По стандарту, такие решения должны публиковаться за десять дней до вступления в силу, – говорит он. – А тут всех поставили перед фактом, и бизнес столкнется не с плановым, а неожиданным увеличением расходов».
По мнению собеседника среди грузоотправителей, больше всего пострадают угольщики, в первую очередь Кузбасса, так как остальные регионы ближе к портам.
Правительство считает, что компромиссом стала только кратковременная отмена понижающих коэффициентов за дальность. Однако, подчеркивает собеседник, на восток хотят ехать все, а жертвуют только угольщики: «Если бы ОАО «РЖД» выполнило инвестпрограмму по Восточному полигону с расширением, как заложено в комплексный план модернизации инфраструктуры, со 144 до 158 млн тонн в 2022 году, то места хватило бы всем, и даже на дополнительные грузы».
Другой источник на рынке считает, что от вводимых мер пострадает вся промышленность. «Прежде всего это, конечно, металлурги, угольные компании, операторы, – говорит он. – Но выросшие тарифы на порожний пробег в итоге ударят по всем отраслям, включая перевозку продовольствия и стройматериалов. А это неминуемо приведет к разгону инфляции в стране». Эти меры не помогут улучшению ситуации с грузоперевозками и в итоге выгодны только ОАО «РЖД», уверен он.
«Даже для монополии выгода окажется краткосрочной: экспорт упадет, альтернативные рынки станут непроходными из-за тарифов и акцизов, – добавляет собеседник. – Производство и инвестиционные планы компаний неизбежно сократятся, уже обсуждается вопрос сокращения персонала. В итоге у ОАО «РЖД» вновь возникнет проблема выпадающих доходов, но уже из-за снижения отгрузки». По его мнению, монополии стоит «направить полученные средства на улучшение ключевых показателей эффективности, таких как скорость доставки и грузооборот, чего пока не наблюдается, невзирая на усилия и субсидии государства».
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, утвержденная схема нацелена на решение проблем с финансированием бюджета ОАО «РЖД», но не экономики в целом и грузообразующих отраслей. По его словам, схема не создает для ОАО «РЖД» стимулов решать остро стоящие перед грузоотправителями вопросы переориентации грузопотоков на восток и юг, а также ускоренно расшивать узкие места. Выведение из-под индексации строительных грузов, которые конкурируют с углем за провозные мощности, с одной стороны, снижает давление на строительную отрасль, полагает эксперт, но с другой – делает вывоз угля с учетом отмененных скидок и дополнительной индексации более привлекательным для ОАО «РЖД».
Источник: Коммерсантъ