data-caption= data-caption= data-caption=
Сформирован второй «антисанкционный» пакет предложений по защите контейнерного рынка РФ

Перевозки

 

26 мая 2022 года состоялось заседание президиума Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок [ЕСП], на 21 июня назначено годовое собрание его членов. Представлены итоги первого года деятельности объединения, обсужден второй «антисанкционный» пакет ЕСП, а также утверждены стратегические задачи развития ЕСП  в новых рыночных условиях.

В конце февраля ЕСП подготовил пакет оперативных финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки российского контейнерного рынка в изменившейся экономической ситуации. Уже в начале марта предложения были направлены советнику президента РФ Игорю Левитину, премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, председателю Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгению Москвичеву, а также в профильные федеральные органы власти.

Большая часть инициатив ЕСП была поддержана Федеральными органами исполнительной власти РФ и нашла отражение в «антикризисных» решениях властей. Существенный эффект дали предложения по коррекции государственных макроэкономических решений, в том числе касающихся валютных операций. В частности, со стороны ЦБ РФ поддержана просьба ЕСП о минимизации курсового спреда при покупке валюты после обязательной продажи 80% валютной выручки. Кроме того, возвращена возможность 100%-ного авансирования транспортно-логистических услуг нерезидентов (вместо 30%). Это позволило сохранить целостность международных логистических услуг.

Для предотвращения потенциального дефицита контейнеров в стране на фоне ухода из РФ западных морских линий (членами ЕСП оценивается в 77 тысяч единиц) реализованы предложения объединения, способствовавшие кратному ускорению и росту объемов контрактации:

  • предоставлено право многократного использования контейнеров в пределах сроков временного ввоза;
  • приостановлено действие 10%-ной таможенной пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры (до 30 сентября 2022 года).

***

Новый «антисанкционный» пакет ЕСП призван дополнительно повысить устойчивость контейнерного бизнеса в условиях агрессивной макроэкономической среды, а также создать платформу для развития отрасли в средне- и долгосрочной перспективе и выполнения ею государственных задач по сохранению и развитию российской экономики.

Одна из наиболее масштабных и актуальных инициатив объединения - обновление программы по развитию опорной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) на территории РФ. Совместно с Минтрансом ЕСП ведет работу по подготовке изменений в соответствующий ведомственный проект, которые в начале июня планируется представить на рассмотрение Правительства в итоговом виде (инициатива ЕСП уже поддержана правительством).

В обновленной программе будет четко прослеживаться ее переориентация на Восточный полигон. По мнению ЕСП, из-за дефицита портовой контейнерной инфраструктуры существенное внимание должно уделяться строительству «тыловых» сухопутных терминалов и развитию пограничных переходов на Восточном полигоне. Кроме того, крайне важно создание ТЛЦ в крупных агломерациях Урала, Сибири и Дальнего Востока, в том числе - для снижения нагрузки на Московский транспортный узел.

Одновременно готовится проект постановления Правительства для поддержки частных инвесторов при строительстве «опорной сети» контейнерных ТЛЦ. В частности, предлагается механизм субсидирования кредитной ставки в размере 50% ключевой ставки ЦБ РФ. «Все проекты «живые», реализуются на частные деньги, что в текущих условиях является ценностью для экономики. Рынок хочет инвестировать в транспортную инфраструктуру. Задача - не пропустить текущий строительный сезон, нам нужно оперативное решение», - заявил исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков, добавив, что понимание и поддержка Минтранса и правительства в этом вопросе есть.

Другая актуальная для отрасли инициатива ЕСП - продление еще на 6 месяцев (до марта 2023 года) решения Евразийской экономической комиссии об «обнулении» пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры. «В связи с карантинными ограничениями китайских производителей, у которых в основном приобретают контейнеры российские операторы, можно просто не успеть воспользоваться мерой до 30 сентября. Нужно дополнительное время для пополнения парка», - пояснил глава ЕСП.

Параллельно прорабатывается вопрос о субсидировании приобретения контейнеров. Решения правительства уже позволяют получать кредиты по пониженной субсидируемой ставке. ЕСП также предлагает возвращать покупателям 25% стоимости закупаемых контейнеров. «Это позволит не допустить возможного дефицита. Из 77 тыс. контейнеров примерно половина, как ожидается, будет покрыта за счет аренды, остальные будут приобретаться», - отметил Сергей Авсейков.

Снижению дефицита, как мнению объединения, будет способствовать и увеличение с 90 до 180 дней нормативного срока временного ввоза контейнеров. Организация продолжает лоббировать внесение соответствующих поправок в законодательство.

Также идет работа по защите приоритетности контейнерных перевозок в Восточном направлении. «Перестройка логистики еще больше усилила спрос на дефицитные провозные способности Восточного полигона, есть трудности трафика. При этом, например, появляются предложения по отмене контейнерного транзита с недружественными странами. Это чревато дисбалансом логистики контейнеров и их вымыванием из РФ», - подчеркнул глава ЕСП.

***

В рамках стратегических задач ЕСП планируется разработать межотраслевую стратегию развития рынка контейнерных перевозок. Объединение уже заказало НИР по оценке конкурентных преимуществ и социально-значимых эффектов от контейнеризации для РФ.

Также в объединении запланированы мероприятия по популяризации современной контейнерной логистики во внешней̆ среде, в том числе - с помощью цикла стратегических сессий для руководителей̆ органов исполнительной̆ власти, представителей̆ законодательных федеральных и региональных органов власти, ОАО «РЖД» и других организаций.

Осенью будет проведена конференция ЕСП «Контейнеры 2022. Foresight рынка».

Наряду со стратегическими темами деятельность организация будет сфокусирована на защите принципа приоритетности для контейнерных перевозок по отношению к другим видам грузовых отправок, разработке и внедрению предложений по планированию контейнерных перевозок, продвижению интересов членов ЕСП на рынке специализированного подвижного состава.

На текущий момент в ЕСП налажена системная работа с ОАО «РЖД» по всем значимым вопросам, в том числе  в формате совместного проектного офиса по тарифам и участия рабочих групп  ЕСП в рабочих органах компании. Организовано эффективное взаимодействие с федеральными органами власти. Обсуждение вопросов контейнерно-логистического рынка поднялось на уровень Правительства России.

Источник: КСТП