data-caption= data-caption= data-caption=
Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут (ТМТМ) интегрируется в международную систему логистики

ЖД инфраструктура

 

В Брюсселе (Бельгия) состоялся первый  форум по обсуждению перспектив  «Среднего коридора»,  пролегающего через территорию и порты Казахстана, далее в Азербайджан, Грузию или Турцию в страны Европы. Мероприятие  было организовано  Постпредством Казахстана при ЕС при поддержке Европарламента, АО «НК «ҚТЖ» и ТМТМ. 

В нем участвовали более 150 экспертов, политиков, дипломатов, а также представители 80 компаний из 18 стран Европы и Южного Кавказа. В составе казахстанской делегации - руководители АО НК «ҚТЖ», «KTZ Express», «KTZ Express Hong Kong Limited», портов Актау и Курык, АО «Казмортрансфлот» и др.

Среди участников - представители более 10 международных организаций и финансовых институтов (ООН, ОБСЕ, ЕИБ, ЕБРР, ДЕХ, ОСЖД, ТМТМ, ТРАСЕКА, ВТамО и др.), а также железнодорожных ассоциаций ЕС («Community of European Railway and Infrastructure Companies», «Reilfreight», «FERRMED» и др.). Модератором мероприятия выступила казахстанский эксперт в области международных железнодорожных перевозок, представитель ТРАСЕКА в Брюсселе Лейла Батырбекова.

Транскаспийский маршрут играет все большую роль основного сухопутного направления перевозки товаров из Китая в Европу. Причина - динамично меняющаяся торгово-логистическая конфигурация в регионе. Участники ТМТМ отмечают резкий рост объема перевозок и спроса на услуги коридора. Это подтверждается высоким интересом со стороны крупных европейских транспортно-логистических компаний, которые провели деловые встречи с представителями 11 компаний-членов ТМТМ и казахстанскими железнодорожниками в формате «Business-to-Business».   

Посол Казахстана в Королевстве Бельгия Маргулан Баймухан подчеркнул, что «развитие и диверсификация транзитных путей страны остается приоритетным вопросом для нового Казахстана». Он отметил, что в 2022 году Президент РК Касым-Жомарт Токаев объявил о планах по инвестированию в транспортную инфраструктуру порядка 20 млрд. долл. США, что расширит транзитные потоки и удовлетворит растущие потребности стран региона. 

Представители Европейской службы внешних действий (ЕСВД), Генерального директората Еврокомиссии и Комиссара ЕС по транспорту единогласно заявили о намерении ЕС «развивать транспортно-транзитное сотрудничество с РК и с участниками коридора».

Евродепутат Богуслав Либерацки выделил Стратегию ЕС «Global Gateway», в рамках которой Брюссель планирует развивать транспортную взаимосвязаность, в том числе с Центральной Азией и Казахстаном.

Заместитель управляющего директора ЕСВД Люк Девинь отметил, что транспорто-транзитная отрасль является одной из важнейших областей из 29 направлений сотрудничества, заложенных в Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС» (СРПС). ЕС уделяет особое внимание развитию многопланового взаимодействия с Казахстаном – крупнейшим торгово-экономическим партнером в регионе.

По мнению члена кабинета Еврокомиссара по транспорту Пабло Фернандеса, «Казахстан уже играет ключевую роль в транзите грузов между КНР и Европой, который начиная с 2013 года ежегодно удваивается».  

Управляющий директор по логистике АО «НК «ҚТЖ» Ерлан Койшибаев отметил, что казахстанские железные дороги нацелены на диверсификацию экспортных маршрутов, в том числе через «Средний коридор». Он подчеркнул, что «уже сегодня начата работа по синхронному увеличению пропускной способности и модернизации на всем маршруте».

Важными практическими итогами форума стали договоренности о возможном участии Европейского инвестиционного банка в модернизации транспортной инфраструктуры АО НК «ҚТЖ», а также обучения сотрудников казахстанских портов управлению портовой инфраструктуры в порту Антверпен (Бельгия).

Источник: Қазақстан темір жолы