Антимонопольный комитет Украины в ответ на обращение объединения "Укрметаллургпром" выпустил обязательную рекомендацию в адрес "Укрзализныци" о разделении ее договора на две составляющие - перевозку грузов (куда должна быть включена плата за инфраструктуру и тягу) и предоставление вагонов.
"В АМКУ обратилось Объединение предприятий "Укрметаллургпром" с жалобой на введение АО "Укрзализныця" единого договора о предоставлении услуг по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом, который сочетает в себе услуги по перевозке грузов и предоставлению в пользование вагонов", - говорится в сообщении Комитета.
В АМКУ отметили, что при этом рынок перевозки грузов железнодорожным транспортом является монополизированным, а на рынке предоставления в пользование вагонов активно развивается конкуренция между АО "Укрзализныця" и другими субъектами хозяйствования, которые могут предоставлять вагоны в пользование.
"В ходе расследования было установлено, что АО "Укрзализныця", используя свою рыночную власть, во время предложения заключения единого договора о предоставлении услуг по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом, автоматически навязывает заказчикам условия по использованию своих вагонов в процессе организации перевозки грузов железнодорожным транспортом", - добавили в АМПУ.
Также сообщается, что заказчики, подписав договор на установленных АО УЗ условиях, вынуждены платить за использование вагонов не конкурентную цену, которая сформировалась в то время на рынке, а навязанную условиями договора. "В случае не принятия условий договора в целом, заказчики вообще были бы лишены возможности получить услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом", - подчеркнули в Комитете.
В АМКУ отмечают, что такие действия АО "Укрзализныця" могут содержать признаки нарушения в виде злоупотребления монопольным положением на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом, которые были бы невозможны в условиях существования значительной конкуренции на рынке.
"Поэтому, с целью осуществления мероприятий, направленных на предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, Комитет предоставил АО "Укрзализныця" обязательные для рассмотрения рекомендации: принять меры, направленные на обеспечение права грузовладельцев/грузоотправителей на свободный выбор необходимых им отдельных услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом и предоставление в пользование вагонов", - подытожили в Комитете.
Как отмечают в "Укрметаллургпроме", обращение было вызвано тем, что УЗ пыталась включить в договор невыгодные грузоотправителям пункты по использованию ее вагонов (замена льготной шкалы платы за пользование на посуточную ставку), а при отказе УЗ не подтверждала планы перевозок на следующий месяц (фактически вынуждая бизнес согласиться с невыгодными условиями договора).
По своей сути, как считают в отраслевом объединении, это еще один шаг навстречу реформе УЗ (выделение вагонов в отдельный бизнес) и акцентируют внимание на том, что теперь клиент вправе требовать от УЗ два договора - один на услуги пользования инфраструктурой и тягой, и второй - на пользование вагонами парка УЗ.
Напомним, что "Укрзализныця" ввела в действие новый договор о предоставлении услуг по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом 1 июля.
При этом многие крупные грузоотправители ранее заявили, что УЗ не учла ключевые предложения участников рынка при подготовке новой редакции договора. В то время как в самой УЗ настаивали на обратном.