data-caption= data-caption= data-caption=
Парк вагонов Федеральной Пассажирской Компании за шесть лет уменьшился на пять тысяч единиц

Вагоны

 

Парк вагонов Федеральной пассажирской компании (ФПК) за шесть лет уменьшился примерно на пять тысяч единиц – следует из данных годового отчета перевозчика, опубликованного на сайте компании. При этом в 2021 году значительно снизились темпы закупки нового подвижного состава.

В середине июня 2022 года Федеральная пассажирская компания – «дочка» РЖД, занимающаяся пассажирскими перевозками, – традиционно опубликовала отчет по итогам 2021 года.

По состоянию на 31 декабря 2021 года у ФПК было 15835 вагонов. Для сравнения: в конце 2020 года компания владела 16,5 тысячами вагонами, а в 2016 году – 21 тысячей вагонов. Таким образом за год парк вагонов сократился на 750 экземпляров, а за шесть лет – на пять тысяч.

При этом в 2021 году заметно снизились темпы закупки: за год парк пополнился всего 293 новыми вагонами. Для сравнения: в 2020 году было получено 648 новых вагонов, в 2019 – 572, в 2018 – 724, в 2017 – 425.

В 2021 году средний возраст вагонов составил примерно 17 лет, износ – около 54%. При этом купейные вагоны продолжают оставаться более возрастными, чем плацкартные. Средний возраст купейных вагонов – 18,4 года, плацкартных – 15,3 года.

В поездах стало мало вагонов СВ - у ФПК всего 470 таких вагонов. Их даже меньше, чем вагонов-ресторанов (662). Для сравнения: в 2016 году у ФПК было 878 вагонов СВ. То есть СВ стало в два раза меньше. 

В отчете ФПК сказано, что на 31 декабря 2021 года в парке компании находилось 7013 купейных вагонов, в число которых входят и двухэтажные.

У компании 683 двухэтажки, однако это количество включает двухэтажные сидячие вагоны и двухэтажные СВ. Думаю, у ФПК около 630-650 купейных двухэтажных вагонов. Еще чуть-чуть – и окажется, что каждый десятый купейный вагон – двухэтажный.

Из этого числа двухэтажных вагонов – 66 нового модельного ряда «2020». Их хватило пока лишь на то, чтобы сформировать всего один регулярный ежедневный поезд – №137/138 Москва-Оренбург, а также один из составов поезда №103/104 Москва-Адлер (в общем обороте с поездом №23/24 Москва-Казань). 

 

 

В общее количество купейных вагонов ФПК почему-то не включает вагоны габарита риц. У ФПК 266 вагонов риц, из которых 200 производства Siemens и ТВЗ начала 2010-х годов.

Плацкартных вагонов у ФПК 5549. Какие именно это вагоны, неизвестно. Но известно, что в 2020-2021 году перевозчик получил всего 67 плацкартных вагонов со шторками.

В ФПК также говорят, что у них в парке уже 600 вагонов «2019». Это двухвагонные сцепы с душем в каждом вагоне. Сколько из этих 600 вагонов купейных, а сколько плацкартных – не сообщается.

При этом кондиционерами оборудовано более 88% вагонов, экологически чистыми туалетами – более 79%.

Очевидно, что ФПК сильно отстала от запланированных темпов закупки вагонов. В начале 2019 года перевозчик решением совета директоров установил календарный план закупки вагонов, согласно которому к концу 2021 года ФПК должна была купить около тысячи вагонов «2019» и порядка 250 вагонов «2020». Более того в следующем году должен был начаться выпуск новых вагонов «2023».

Сейчас можно списать провал закупок на санкции. Другое дело, что производитель не выдержал график поставки (или ФПК – график покупки?) задолго до 24 февраля. В итоге в поездах даже по популярным направлениям мы все чаще видим вагоны без кондиционеров.

Справочно: Цельнометаллические пассажирские вагоны габарита RIC предназначены для международных перевозок между колеями 1524 мм и 1435 мм. Подвижной состав такого типа используется для международного сообщения в пределах Международного железнодорожного союза и в европейской части России, в странах СНГ и Балтии. Максимальная эксплуатационная скорость составляет 160 км/час на колее 1520 мм. Вагоны габарита RIC новой конструкции совместного производства Тверского вагоностроительного завода и компании Siemens курсируют в составе поездов Москва—Хельсинки, Москва—Берлин и Москва—Париж.

Вагоны габарита RIC (Regolamento internazionale per le Carroze — международный стандарт пассажирских вагонов) комплектуются двумя комплектами тележек: 

• на европейской колее шириной 1435 будут используются тележки производства Siemens; 
• на российской колее шириной 1520 мм используются тележки нового поколения, которые разработаны и выпущены ОАО "ТВЗ".

Тележки рассчитаны на движение со скоростью 160 км/ч с возможностью ее повышения до 200 км/ч и оборудованы быстродействующими соединителями электрических и пневматических магистралей, что позволяет минимизировать время смены тележек. 

Элементы внутреннего интерьера (спальные места, мебель, облицовки, двери, потолки) и туалетные модули в сборе изготавливают на ТВЗ. Входные двери вагона оборудованы подножкой, позволяющей пассажирам без труда выходить на платформу любой высоты. Дверь в купе распашная, что обусловлено более узким габаритом вагона — такое техническое решение позволило оптимизировать пространство коридора. В интерьерах вагонов учтены современные требования к безопасности и комфорту. В каждом купе установлен умывальник, вмонтированный в столик. Индивидуальный регулятор температуры позволяет в каждом купе создать климат, наиболее комфортный для конкретных пассажиров.

Источник: 1520today