Арбитражный суд Москвы по иску участников консорциума проектировщиков участка Москва–Казань высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург взыскал около 17 миллионов рублей с АО "Скоростные магистрали", "дочки" РЖД, курирующей проект создания ВСМ в России.
Как следует из опубликованного в среду решения суда, первая инстанция удовлетворила иск частично. Истец "Мосгипротранс", представитель консорциума, в который входят также "Нижегородметропроект", и китайская инженерная железнодорожная корпорация "Эр Юань", требовал от ответчика около 67 миллионов рублей.
Консорциум в 2017 году сдал "Скоростным магистралям" очередной этап проекта "Искусственные сооружения" стоимостью около 403 миллионов рублей, но получил оплату в размере только 348 миллионов рублей. Как объяснил заказчик, около 55 миллионов рублей им было удержано в качестве неустойки за нарушение сроков выполнения нескольких предыдущих этапов.
В своем иске "Мосгипротранс" потребовал взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере удержанной суммы и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суд, оценив представленные сторонами документы, пришел к выводу, что в отставании от графика выполнения проектных работ была вина как исполнителя, так и заказчика. Несправедливо удержанной "дочкой" РЖД неустойкой суд посчитал сумму около 14 миллионов рублей, которую вместе с процентами и взыскал в пользу консорциума.
Арбитражный суд Москвы в сентябре отклонил иск "Скоростных магистралей" о взыскании с проектировщиков около 710 миллионов рублей по этому же контракту стоимостью более 22 миллиардов рублей. Решение пока не вступило в силу.
Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России таких дорог нет. РЖД в последние годы готовили в качестве пилотного проекта ВСМ Москва-Казань стоимостью около 1,7 триллиона рублей. Однако в 2019 году президент России Владимир Путин одобрил проектирование ВСМ между Москвой и Петербургом. РЖД занялись и этим проектом. Его ориентировочная стоимость оценивается в 1,5 триллиона рублей.