Эксперты транспортного рынка продолжают фиксировать рост экспортных потоков зерна сразу по нескольким направлениям. Так, объём продукции, следующий транзитом по транспортному коридору Север – Юг через железнодорожный пограничный переход Самур, за первые пять месяцев 2022 года составил 164 тыс. тонн, при этом за аналогичный период прошлого года по этому маршруту проследовало всего 13 тыс. тонн. О трендах в перевозке зерна, развитии экспортных направлений и строительстве новой инфраструктуры рассказали представители аграрного и логистического рынков.
Алексей Замковой, заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта»:
В условиях санкционных ограничений поставки зерновых грузов могут частично переориентироваться из европейской части России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона [АТР]. Чтобы справиться с потенциальными объёмами на востоке нашей страны, планируется построить новый зерновой терминал в бухте Троицы – инвестиционный проект «Восточные зерновые ворота».
Кардинальных изменений в логистике российских экспортных поставок зерна не ожидается, что обусловлено объективными географическими причинами: расположением основной базы российского зернового хозяйства на юге европейской части страны и важнейших зарубежных рынков сбыта, тяготеющих к Черноморскому и Средиземноморскому бассейнам.
Тем не менее в условиях санкционных ограничений поставки зерновых грузов в перспективе могут частично переориентироваться из европейской части России на восток страны, в том числе в расчёте на перспективные рынки АТР. Вместе с тем существенное влияние на объёмы перевозок зерновых грузов в восточном направлении могут оказывать отсутствие развитой терминальной инфраструктуры портов Дальнего Востока и инфраструктурные ограничения Восточного полигона сети ОАО «РЖД».
Для экспорта зерновых грузов на восток существуют планы строительства зернового терминала в бухте Троицы – инвестиционный проект «Восточные зерновые ворота», включающий в себя создание мультимодального транспортного коридора. Определённые перспективы есть и в отношении развития экспортоориентированного зерноводства на Дальнем Востоке с использованием железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и зернового перегрузочного комплекса в Забайкалье на границе с Китаем для транспортно-логистического обеспечения поставок.
Основным рынком сбыта для российского зерна выступают страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки (Египет, Иран, Саудовская Аравия и страны Персидского залива), а также Турция. Большинство этих стран критически зависят от поставок зерна и ориентированы на его импорт из России и Украины. Среди перспективных направлений российского экспорта зерновых грузов – страны АТР и Южной Азии, а также Африки.
Игорь Хахулин, начальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»:
Для увеличения объёмов отправляемой зерновой продукции специалисты Куйбышевской магистрали предлагают грузоотправителям сервис по ускоренной доставке – «Грузовой экспресс». Услуга позволяет сократить время перевозки продукции агропромышленного комплекса со станций Куйбышевской дороги в порт Северного Кавказа с восьми суток до 48–60 часов.
С начала 2022 года грузоотправителями Куйбышевской железной дороги перевезено 196 тыс. тонн пшеницы (39% от общего объёма), 69 тыс. тонн ячменя (14%), 55 тыс. тонн солода в зерне (11%), 42 тыс. тонн семян подсолнечника (8%), 26 тыс. тонн зерна бобов (5%) и 110 тыс. тонн прочих зерновых грузов (23%). Основные объёмы отправлены во внутрироссийском сообщении. Также в начале года незначительно увеличены перевозки в экспортном сообщении в Саудовскую Аравию и Беларусь.
Сейчас Министерство сельского хозяйства временно приостановило субсидирование перевозок сельскохозяйственной продукции. При этом с начала года по Куйбышевской железной дороге с использованием субсидий отгружено всего 11,5 тыс. тонн зерновых грузов, что составляет 2,6% от общей погрузки зерновых грузов. Поэтому исчерпание установленного лимита по субсидиям не окажет сильного влияния на объёмы и направления погрузки зерновых грузов.
Для вывоза зерна мы готовы предложить грузоотправителям услугу «Грузовой экспресс», позволяющую обеспечить ускоренную доставку груза до станции назначения, оперативно планировать отправку зерновой продукции и сократить оборот вагонов. К примеру, для вывоза зерна в порт Северного Кавказа срок доставки грузов при использовании сервиса «Грузовой экспресс» сокращается с восьми суток до 48–60 часов.
Помимо перевозки зерна в специализированном подвижном составе мы готовы организовать отправку в контейнерах с использованием специализированной упаковки для транспортировки насыпных и навалочных грузов (лайнер-бэг), что позволит ускорить процесс и реализовать схему «от двери до двери», обеспечив лучшую сохранность груза. Кроме того, клиентам предлагается доставить груз в универсальных полувагонах со специализированным вкладышем – мягкой упаковкой, помещаемой в полувагон до погрузки.
Куйбышевская дирекция по управлению терминально-складским комплексом оказывает услуги по производству погрузо-разгрузочных работ на грузовых дворах с мобильных шнековых перегружателей (зернопогрузчиков), что исключает необходимость задействования стационарных элеваторов.
Ольга Чебанова, заместитель начальника Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»:
По итогам первых пяти месяцев 2022 года объём отправок зерновых грузов с полигона Северо-Кавказской дороги в контейнерах составил 4,5 тыс. тонн, что на 7% превысило показатели за аналогичный период прошлого года. Контейнерные сервисы помогают организовать перевозку даже мелких партий грузов, требующих особых условий при транспортировке, с использованием нескольких видов транспорта без перегруза в пути следования.
По итогам июня 2022 года мы ожидаем, что погрузка зерна с полигона СКЖД составит 207 тыс. тонн. А за первое полугодие прогнозная оценка объёма погрузки зерновых составляет 1,9 млн тонн, что более чем в три раза превысит уровень аналогичного периода прошлого года.
Зерновые грузы отправляются из региона СКЖД преимущественно на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна. В этом году доля экспорта порядка 78%, ключевые направления – Египет, Саудовская Аравия, Турция, Израиль, Тунис и Иран. Что касается внутренних перевозок, то здесь основной объём (более 60%) приходится на Республику Крым.
В настоящее время грузоотправители не сообщают о дефиците подвижного состава. Надеюсь, что и в новом зерновом сезоне этой проблемы не будет, ведь наряду со специализированными вагонами-хопперами для перевозки зерна, которые традиционно составляют основу вагонного парка в этом сегменте, растёт спрос на использование контейнеров.
Так, за пять месяцев этого года со станций региона дороги в контейнерах отправлено свыше 4,5 тыс. тонн зерновых, что на 7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Контейнеры активно используются для перевозок подсолнечника, кукурузы, риса, сои и других нишевых культур. Мы активно поддерживаем этот тренд развития контейнерных перевозок. Кроме того, применение новых модификаций контейнеров (танк-контейнеры, опен-топ-контейнеры), инновационных упаковок флекситанк (для наливных грузов) и лайнер-бэг (для перевозки насыпных грузов) в универсальных контейнерах позволяет существенно расширить спектр перевозимой продукции и открывает новые возможности для сельхозпроизводителей.
Совместно с зерновыми трейдерами мы постоянно совершенствуем сервисы по перевозке зерновых культур как в экспортном, так и во внутрироссийском сообщении. Сегодня мы предлагаем готовый сервис для грузовладельцев региона дороги в направлении портов Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Темрюк). Экспортёры активно используют «Грузовой экспресс» для ускоренной доставки зерна с элеваторов Ставрополья и Краснодарского края в Новороссийский порт. Сервис в направлении пограничного перехода Самур-Экспорт будет интересен экспортёрам зерна в Азербайджан и Грузию. Агропроизводителям, ориентированным на внутренний рынок, мы предлагаем воспользоваться новым продуктом холдинга – маркетплейсом «РЖД Маркет».
Андрей Зыбкин, заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (по коммерческим вопросам) ОАО «РЖД»:
Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) развивает услуги по обработке зерновых грузов, чтобы привлекать новых грузоотправителей. Сегодня клиентам доступны не только погрузочно-разгрузочные услуги, но и экспедирование, хранение продукции, а также оформление сопроводительной документации. Это позволило дирекции за пять месяцев переработать более 75 тыс. тонн зерновой продукции.
Возможность переработки зерновых грузов сегодня существует на 99 грузовых терминалах Центральной дирекции. Участникам рынка предлагаются различные формы сотрудничества – оказание погрузочно-разгрузочных услуг, хранение грузов в складах, предоставление в аренду инфраструктуры грузовых дворов, в том числе для установки мини-элеваторов. Также продолжается инвестирование в инфраструктуру грузовых терминалов с дальнейшей её эксплуатацией.
С января по май 2022 года ЦМ переработала более 75 тыс. тонн зерновой продукции. Этот объём ниже показателей предыдущих лет, что связано, в первую очередь, с введённым до 30 июня 2022 года запретом на вывоз зерновых в страны ЕАЭС. При этом на полигоне Северо-Кавказской дирекции удалось достичь существенного роста объёма – более чем в 2,5 раза к аналогичному уровню 2021 года. Таких результатов удалось добиться благодаря комплексным услугам по обслуживанию груза на терминале.
Мы предоставляем своим клиентам услугу на базе быстровозводимых складов по упаковке зерновых грузов. Возможна переработка, от этапа завоза груза насыпью с дальнейшей упаковкой как в мешки по 50 кг, так и в биг-беги массой 1 тонна. Далее этап накопления (формирования партии груза) – хранение на складе с последующей погрузкой в подвижной состав (крытый вагон, контейнер). Клиентам предлагается организация работы силами региональных дирекций с задействованием необходимой техники и грузоподъёмных механизмов на местах общего пользования, расположенных за пределами грузовых терминалов дирекции, и путях необщего пользования клиентов, когда у грузополучателей и грузоотправителей возникает потребность выгрузить груз именно в этом месте.
Кроме того, ЦМ при поддержке Минсельхоза организовала взаимодействие региональных дирекций по управлению терминально-складским комплексом с органами управления агропромышленного комплекса по переработке зерновых грузов. Центральной дирекцией реализуется проект «ЦМ-Экспедитор». Дирекция берёт на себя задачи по оформлению необходимых документов на отправку/получение грузов на основании доверенности клиента, оказываются услуги по взвешиванию, включая возможность выдачи сертификатов для отправки зерна на экспорт. Мы готовы рассматривать как самостоятельные, так и совместно с потенциальными инвесторами проекты по установке специализированных сборно-разборных зерновых силосов на территории грузовых дворов, тяготеющих к зоне зарождения зерновой грузовой базы, что позволит полностью исключить использование в логистической цепочке зерновых элеваторов.
Сергей Соколов, генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт»:
За последние несколько лет при участии ОАО «РЖД» на сети освоены перевозки зерна не только в специализированном подвижном составе, но и насыпью в универсальных вагонах и полувагонах. Однако рост объёмов перевозки требует развития инфраструктуры. Необходимо строить контейнерные площадки в местах образования грузовой базы продукции АПК – узловых станциях, территориально объединяющих коммерческую логику сельскохозяйственной продукции.
В течение всего зернового года (с 1 июля 2021 по 30 июня 2022 года) отправки зерна по железной дороге сохранились на высоком уровне. Основные объёмы продукции отправлялись в центр страны, Поволжье, в порты Краснодарского края, на северо-запад, главными сухопутными иностранными потребителями нашей продукции стали Казахстан и Киргизия.
В конце зернового года все участники перевозочного процесса столкнулись с приостановкой субсидирования отправок сельхозпродукции по железной дороге, в частности зерновых. В Министерстве сельского хозяйства РФ это объяснили исчерпанием лимитов из федерального бюджета. Такое решение сузило географию поставок, исключив из неё Дальний Восток – например, теперь плечо отправок из Сибири в пределах 1000 км.
Между тем в ближайшее время мы ожидаем, что программа по льготным отправкам зерна по железной дороге получит дополнительное финансирование и зернотрейдеры снова смогут ей воспользоваться.
Несмотря на то что за последние несколько лет при участии ОАО «РЖД» на сети освоена перевозка зерна не только в хопперах и вагонах-зерновозах, но и насыпью в универсальных вагонах и полувагонах, важно развивать инфраструктуру. Так, сегодня почти все контейнерные площадки расположены в больших городах, а места произрастания и заготовки продукции находятся в сёлах и других небольших поселениях. В среднем расстояние до контейнерной площадки составляет 300–400 км.
Чтобы сократить расходы на логистику, которые сегодня составляют 40% от стоимости зерна, важно создавать инфраструктуру на пересечении трёх-четырёх крупных производящих зерно регионов страны. Многие производители боятся инвестировать в строительство дополнительной инфраструктуры. Стоимость одной контейнерной площадки составляет около 200 млн руб. При этом существует ряд рисков, например низкий урожай или изменение конъюнктуры рынка. Строительство инфраструктуры общего пользования на пересечении нескольких мест произрастания зерна помогает избежать этих рисков.
С 1 июля начинается новый зерновой год, и эксперты рынка прогнозируют высокий урожай практически во всех регионах нашей страны.
В связи с этим перевозчики продукции уже сейчас готовят подвижной состав, направляют его в места вывоза продукции. Традиционно первый урожай мы ожидаем в Центральном федеральном округе, Приволжском и Северо-Кавказском регионах. В августе-сентябре зерно начнут собирать в Уральском и Сибирском регионах.
География экспортных поставок в новом зерновом году изменится. Ранее достаточно большой объём зерна гороха, масличных, например, мы направляли в страны Европейского союза и Прибалтику, сегодня на фоне геополитической ситуации эти отправки прекратились.
Но у нас есть ряд перспективных экспортных направлений. Например, поставка продукции в страны Азии через территорию Казахстана. Сегодня этот маршрут активно прорабатывается, поэтому мы призываем коллег из Казахстана к увеличению мощностей пограничных переходов Достык и Алтынколь.
Анна Усачёва, директор по логистике ООО «Европак»:
Несмотря на ситуацию в мире, экспорт зерновой продукции не останавливается. Сегодня крупнейшие покупатели российских сельскохозяйственных культур – Турция, арабские страны, Китай и Африка. Возможно, в новом зерновом сезоне к ним добавится Индия, которая сейчас наращивает закупки всей продукции из России, тренд распространится и на зерно.
В последнее время большой объём зерновых и масличных культур остаётся в России. При этом сохраняются и экспортные отправки продукции. Так, основными зарубежными покупателями масличных культур являются Китай и Турция: в частности, они всё больше заинтересованы в российском масличном льне. Российские злаковые культуры традиционно вызывают большой интерес на рынках стран Африки, арабских государств и Турции.
При этом Турция закупает большие объёмы во многом для перепродажи на международном рынке – турецкий бизнес всегда так делал, это не вопрос торговых ограничений, а именно деловой подход. Китай, Африка и арабские государства закупают продукцию для потребления и переработки. Возможно, в новом сезоне к ним добавится Индия – сейчас она наращивает закупки широкой номенклатуры российской продукции, думаем, что тренд распространится и на зерно. В III–IV кварталах, скорее всего, Китай увеличит объём закупок.
Основным фактором, затрудняющим развитие агрологистики, выступает предвзятость рынка к внедрению новых для него технологий перевозки. Многие привыкли полагаться на транспортировку продукции хопперами и балкерами. Тренд всей мировой экономики на контейнеризацию перевозок почти игнорируется. Спрос на услуги контейнерных перевозок растёт, но находится на относительно небольшом уровне в сравнении с другими странами – экспортёрами и импортёрами пищевой продукции.
В то же время именно развитие контейнерных перевозок зерновых, масличных и других культур будет способствовать расширению рынков сбыта – контейнерных терминалов в мире в разы больше, в странах Азии почти весь грузооборот обеспечивается контейнерами. Важная особенность контейнеров – мультимодальность. Груз будет отправлен без перетарок, перевалок, любым транспортом и в неизменном виде.
Дефицита «тары» и упаковки сегодня нет. Зерно чаще всего перевозится в мешках, их нехватки мы не наблюдаем. «Европак» регулярно организует перевозки фасованных зерновых грузов, в том числе в мае был отправлен первый ускоренный контейнерный агропоезд «Европак» напрямую в Китай через сухопутный пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия (Россия – Китай) из более чем 60 контейнеров с фасованным в мешки масличным льном. Также мы предлагаем воспользоваться собственной тарой – вкладышем в контейнер «Европак». Это полимерная одноразовая упаковка, которая устанавливается в контейнер, затаривается на любой удобной площадке, после чего без перегрузок и перетарок следует до конечного получателя, а затем утилизируется.
Источник: Гудок