За первые 5 месяцев 2022 года объём грузов, следующих по сети ОАО «РЖД» между Россией и Индией, более чем в три раза превысил показатели аналогичного периода прошлого года. Эксперты транспортного рынка уверены, что рост отправок по этому направлению будет продолжаться, и по итогам года они превысят 15 млн тонн.
Уголь выбился в лидеры
Как рассказал заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования Института экономики и развития транспорта [ИЭРТ] Андрей Тихомиров, за период с января по май 2022 года в сообщении с Индией по сети ОАО «РЖД» уже перевезено 7 млн тонн грузов, что более чем в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
«Рост перевозок традиционно обеспечивается за счёт поставок российского угля, объём отправок которого с начала 2022 года вырос до 6 млн тонн, что в 4 раза превышает показатели прошлого года. Увеличиваются и объёмы импорта из Индии, так, например, поставки строительных материалов в Россию за 5 месяцев текущего года выросли в 6,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2021 года», – уточнил эксперт.
По данным ИЭРТ, сегодня большую часть в структуре товарооборота между Россией и Индией занимают поставки энергоносителей из нашей страны. Часть совокупного объёма экспорта России в Индию приходится на каменный уголь, также важнейшими товарными группами являются нефтяные грузы и удобрения.
Значительную часть в структуре российского импорта из Индии занимают поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия (рис, чай, овощи и фрукты), говорит Андрей Тихомиров. «Второй крупной товарной группой являются строительные материалы, продолжается рост поставок химикатов и медикаментов из Индии», – уточнил он.
По мнению заместителя директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, есть потенциал для отправок по этому направлению продукции обрабатывающей промышленности, обладающих более высокой добавленной стоимостью и в основном перевозимых по железнодорожной сети в контейнерах. Это лесные грузы, товары целлюлозно-бумажной промышленности, продукция химической промышленности, пищевые продукты.
Море и суша
Сегодня большая часть объёмов перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» назначением в Индию следует через российские порты.
«Так, за первые 5 месяцев 2022 года более 4,7 млн тонн грузов в Индию отправлены через порты Северо-Западного региона России. При этом лидерами по перевалке в этом регионе остаются порт Усть-Луга, через который отправляются, в основном, уголь и удобрения, и порт в Мурманске, откуда также следует угольная продукция, – заметил Андрей Тихомиров. – Существенные объёмы грузов – около 2 млн тонн – перевозятся через порты Азово-Черноморского бассейна, где лидерами погрузки остаются порт Тамань, через который следует уголь, и порт Новороссийск, используемый для перевалки угля, строительных грузов, металлов и химической продукции».
В текущей ситуации есть перспектива для роста перевозок по сухопутным маршрутам международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг с увеличением до 1,5 млн тонн в направлении Индии, считает Игорь Смирнов.
По мнению Андрея Тихомирова, сейчас объёмы отправок через этот МТК назначением в Индию незначительны – около 3,6 тыс. тонн. По коридору Север – Юг следуют, в основном, крупнотоннажные грузы в контейнерах. Однако в текущем году наблюдается устойчивая тенденция к их увеличению.
Перспективная интермодальность
Перспективу в развитии отправок по сухопутным маршрутам МТК Север – Юг видят и в дочерней компании холдинга – АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ). Так, по словам генерального директора РЖДЛ Дмитрия Мурева, сегодня очевидна необходимость в развитии интермодальных сервисов по маршруту Север – Юг по всем трём веткам – восточной, западной и транскаспийской, поскольку это направление востребовано для широкой номенклатуры грузов, как пищевых, так и промышленных.
«Для РЖДЛ Индия – не новое направление, мы и ранее отправляли грузы по западной ветке МТК Север – Юг. Этот маршрут предполагает перевозку продукции морем из индийских портов до порта Бендер-Аббас в Иране, откуда груз отправляется по железной дороге до станции Решт. Далее контейнеры доставляются автотранспортом до станции Астара в Азербайджане и оттуда транзитом по территории Азербайджана следуют до погранперехода Ялама – Самур (Азербайджан – Россия) железной дорогой. Маршрут работает также в обратном направлении», – говорит глава РЖДЛ.
В этом году, по прогнозам ИЭРТ, объём перевозок в сообщении с Индией может превысить 15 млн тонн, что почти на 6 тонн больше, чем в 2021 году. Чтобы обеспечить отправку растущих объёмов продукции в Индию, АО «РЖД Логистика» реализует новый проект по организации перевозок через восточную ветку МТК Север – Юг.
По мнению Дмитрия Мурева, этот маршрут позволит разгрузить железнодорожный пограничный переход Ялама – Самур и тем самым обеспечить более высокую пропускную способность транспортного коридора.
«В данном маршруте груз также следует морем до порта Бендер-Аббас, далее железной дорогой по территории Ирана до станции Инче-Бурун/Сарахс, затем транзитом по территориям Туркменистана, Казахстана и России до станции Озинки (ПривЖД-Ред.). Оттуда груз отправляется железной дорогой до станции назначения в России или Белоруссии», – пояснил генеральный директор РЖДЛ.
Источник: Гудок