Профицит грузовых вагонов на сети РЖД по итогам июня достиг 180 000 шт., что на 37% превышает расчетный парк, необходимый для выполнения плана по вывозу грузов. Об этом сообщается в презентации заместителя гендиректора РЖД Михаила Глазкова. В том числе избыток полувагонов составил 81 500 единиц.
По данным РЖД, вагонный парк на сети превышает 1,2 млн шт., в том числе рабочий (груженые и порожние вагоны) – более 1 млн, из которых порожних на конец июня – 665 200 шт. Наибольшее количество незадействованного парка находится на полигоне юго-запада (Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Южно-Уральская железные дороги).
В середине апреля 2022 г. РЖД оценила количество невостребованных вагонов на сети в 137 000 шт., из которых 37 000 – полувагоны. Это в два раза больше, чем за год до этого. Самым загруженным направлением был северо-запад (Октябрьская, Калининградская, Московская, Северная, Горьковская, Свердловская дороги).
По словам представителя РЖД, значительное количество вагонов простаивает на путях общего пользования, что «в ряде случаев затрудняет продвижение грузопотока». По данным монополии, только 68 000 вагонов находится на путях необщего пользования. Собеседник напомнил, что РЖД ранее неоднократно предостерегала участников рынка о росте профицита подвижного состава на сети в связи с масштабным поступлением за последние годы новых вагонов. «Сокращение объемов грузоперевозок в западном направлении вызвало дополнительное высвобождение подвижного состава», – пояснил он.
По мнению источника издания, в крупном вагонном операторе, наличие порожнего парка, в том числе на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб), является результатом не только переориентации грузовых потоков, но и инфраструктурных ограничений, проблем с выгрузкой и погрузкой. «Операторы заинтересованы в том, чтобы вагоны находились в работе постоянно», – подчеркнул он.
Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин говорит, что переизбыток вагонов приводит к падению ставок аренды подвижного состава и, как следствие, к «значительному снижению доходности» бизнеса. По оценкам операторов, стоимость аренды полувагона на спотовом рынке в некоторых случаях сейчас составляет менее 1000 руб./сутки. В конце апреля 2022 г. ставки были на уровне 2800 руб./сутки, в январе из-за сезонного фактора и заторов в портах доходили до 4000 руб./сутки.
Ситуация, по словам Семенкина, влияет на крупных операторов «зачастую сильнее, чем на средний и малый бизнес». «Крупные компании по возможности выводят из аренды и оперативного лизинга свои вагоны как лишний балласт», – пояснил он.
В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) не фиксировали случаев возврата вагонов, находящихся в оперлизинге. В других лизинговых компаниях на вопросы «Ведомостей» не ответили. По словам представителя ГТЛК, ситуация на рынке железнодорожного лизинга пока «находится в динамике», но значительного падения не прогнозируется. «Снижение ключевой ставки ЦБ до 9,5% в июне активизировало спрос со стороны операторов как на приобретение новых вагонов, так и на рефинансирование существующих сделок», – пояснил собеседник.
Представитель компании «Свеза» подтверждает, что грузоотправители, в том числе лесопромышленный комплекс, также ощущают профицит порожних вагонов и негативное влияние логистического и экономического кризиса. По его словам, сократились до минимума отправки грузов в западном направлении, снизилось производство на перерабатывающих предприятиях, лесозаготовка упала. «Это повлекло снижение ставок на аренду вагонов, но из-за роста тарифов РЖД с 1 июня грузоотправители не выигрывают в этой ситуации (поскольку транспортные затраты для них не снизились)», – пояснил он.
Источник в одной из компаний-грузоотправителей лесной отрасли оценил падение ставок пользования вагонами-лесовозами в 15% в сравнении с началом 2022 г. (абсолютных цифр он не приводит). «Думаю, что падение остановится во втором полугодии, а к зиме ставки начнут расти из-за начала сезона заготовки леса», – добавил собеседник.
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напомнил, что такой сильный профицит парка в последний раз наблюдался в 2014-2015 гг. Но, по словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ситуация на рынке подвижного состава все еще «далека от масштабного профицита», особенно с учетом того, что более 15 000 российских вагонов «застряли на Украине». «В РЖД сгущают краски. Нормативы, которые они утверждают, очень условные и имеют слабую связь с практикой, особенно сейчас, когда скорость движения груженого парка по сети минимальная за всю историю России и на 10-15% ниже, чем в 2021 г.«, – считает он.
По словам Иванкина, дисбаланс между экспортом и импортом, разворот грузопотоков с запада на восток и снижение погрузки привели к формированию профицита вагонного парка на северо-западе, юго-западе и частично на востоке.
По данным РЖД, в июне 2022 г. погрузка снизилась в годовом выражении на 6,5% до 100 млн тонн, за полугодие – на 2,8% до 0,6 млрд тонн. Снижение продолжается почти по всем грузам, исключение составляют нефть, нефтепродукты и стройматериалы. Погрузка угля – самого массового груза – в июне сократилась на 11,8% до 27 млн тонн, а с начала года – на 5% до 176,2 млн тонн.
По прогнозу аналитиков Института проблем естественных монополий, осенью 2022 г. отставание месячной погрузки угля от предыдущего года должно стать минимальным. Иванкин ожидает в III квартале рост профицита вагонного парка на северо-западе, юго-западе, юге страны. На востоке при условии увеличения отгрузок угля, по его словам, профицит парка начнет снижаться.
В худшую сторону ситуация с погрузкой и профицитом парка может поменяться в IV квартале 2022 г., предупреждает Бурмистров. Он обращает внимание, что пока сохраняются высокие цены на уголь и поставки его в Европу, но осенью ситуация может поменяться.
По данным РЖД, в июне 2022 г. погрузка снизилась в годовом выражении на 6,5%. А самого массового груза – угля – в прошлом месяце сократилась на 11,8%.
Источник: Ведомости