data-caption= data-caption= data-caption=
Проект железнодорожной ветки Кызыл - Курагино будет продлен до границы с Монголией

ЖД инфраструктура

 

Железную дорогу Курагино – Кызыл намерены продлить до границы с Монголией. Переговоры с инвесторами о возобновлении строительства трассы уже ведутся.

«Долгоиграющая» тема замороженного проекта стала вновь актуальна минувшей весной. О его реанимации в новом формате заговорили в контексте общего экономического разворота на Восток. Хотя монгольские и китайские партнеры свою заинтересованность в транспортном выходе на российскую сторону через Туву подтверждали еще несколько лет назад.

В середине июня на Петербургском международном экономическом форуме обновленные параметры масштабного замысла представили официально. Теперь речь идет о прокладке дороги Кызыл (Тыва) – Курагино (Красноярский край) с выходом к госгранице. На монгольской стороне строительство продолжат иностранные инвесторы.

– Создание железнодорожной инфраструктуры включает в себя набор транспортных проектов на территории России, Монголии и Китая. По экспертным оценкам компании «РЖДИнвест» и Корпорации развития Енисейской Сибири, общая стоимость работ превысит триллион рублей. Предположительная загрузка – 73 миллиона тонн, – пояснил советник главы Республики Тыва Владимир Донских.

Республиканские власти уже провели консультации с представителями железнодорожных компаний и послами соседних стран в РФ. Предварительно согласились с тем, что проект может финансироваться на принципах концессионного соглашения. Особо подчеркивается, что новая ветка поможет сибирским компаниям решить проблемы с вывозом угля и зерна, на 20 процентов облегчит работу загруженных до предела Транссиба и БАМа.

– Действующие магистрали с потоком, который сейчас тормозится в СФО, уже не справляются. Если договоримся с зарубежными коллегами, значительную его часть сможем провезти через Монголию в Китай, – отметил помощник президента РФ Игорь Левитин.

Ранее сообщалось о готовности продвигать программу «Транзитная Монголия». Путь через эту страну – кратчайший между Европой и Азией, Россией и Китаем.

Монголия планирует построить две вертикальные железнодорожные линии: с восточной стороны это позволит соединить Китай с Забайкальским краем и дать выход на дальневосточные порты, в западном направлении – создать транспортный коридор Тува – Монголия – КНР.

По словам специалистов, экспорт требует расширения мощностей Восточного полигона РЖД на 74 процента, чтобы к 2030-му он был способен принимать ежегодно до 250 миллионов тонн.

Пока же компаниям приходится буквально «толкаться локтями». В прошлом году, например, Якутия увеличила отгрузку угля на 10 миллионов тонн. При этом примерно на столько же в совокупности упали поставки топлива из Хакасии и Бурятии.

– Новая магистраль оптимизирует транспортно-логистическую схему взаимодействия с Юго-Восточной Азией – Монголией, Китаем, Индией – для всех сибирских регионов. Границы на Западе сегодня закрыты. Но и до Востока от СФО – четыре тысячи километров, что делает доставку очень дорогой. А Кызыл – Курагино – в самом центре России – откроет путь через Красноярский край и Туву к миллиардным рынкам сбыта продовольствия и других наших ресурсов. Это сулит поистине огромные перспективы, – заявил корреспонденту «РГ» депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев.

По экспертным оценкам компании «РЖД-Инвест» и Корпорации развития Енисейской Сибири, общая стоимость работ превысит триллион рублей.

Владислав Ховалыг, глава Республики Тува:

Необходимость строительства железной дороги в нашей республике продвигается уже 20 лет. Но сейчас мы изменили концепцию. Если раньше трасса задумывалась как сугубо грузовая артерия под вывоз угля, то теперь речь идет о трансграничном железнодорожном коридоре Россия – Монголия – Китай.

В новых экономических реалиях проект открывает принципиально иные возможности: сырье и товары из Западной и Центральной Сибири в Поднебесную доставлять станет гораздо проще. В то же время снизится нагрузка на Транссиб, объем экспортных поставок на Восток смогут увеличить и Иркутская область, и дальневосточные регионы.

Источник: Российская газета