Компания «РЖД» продолжает работу над созданием системы беспилотного движения поездов на Московском центральном кольце (МЦК). Об этом было заявлено на прошедшем 7 июля в режиме видеоконференции заседании секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» на тему «О технических решениях при создании подвижного состава и систем его управления для эксплуатации на МЦК».
Тестовый электропоезд «Ласточка» планируется оборудовать всеми средствами автоматизированного управления по максимальному, четвёртому уровню, предполагающему движение без машиниста на борту. Над этими системами в данный момент успешно трудятся коллективы научных центров и профильных подразделений ОАО «РЖД». Все проекты беспилотного вождения отрабатываются на электропоезде ЭС2Г № 136, оснащённом по третьему уровню автоведения, предполагающему работу в автономном режиме, но с присутствием машиниста на борту, готового вмешаться в случае форс-мажорной ситуации. Эта «Ласточка» стала, по сути, лабораторией для испытания новых приборов и технологий, соответствующих более высокой степени автоматизации.
Так, постоянные улучшения установленной здесь системы машинного зрения превращают её фактически в элемент четвёртого уровня автоматизации, который способен на расстоянии 400 м обнаружить препятствие размером 30 см. Человек может заметить объект такого размера на расстоянии не далее 150 м. Теперь систему учат понимать подаваемые людьми ручные сигналы.
Причём машинное зрение ОАО «РЖД» будет не только участвовать в автоведении, но и обслуживаться автоматически. Заместитель генерального директора – директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павел Попов рассказал, что на МЦК будет создана первая в мире автоматическая калибровка машинного зрения. Проверки и настройки видеокамер, лидаров и других задействованных в системе приборов будут проводиться автоматически при захождении поезда в депо.
«Мы как минимум на год-полтора впереди решающих ту же задачу ведущих европейских производителей», – говорит Павел Попов.
Техническое зрение тесно связано с системой позиционирования поездов. Разработчики программно-аппаратного комплекса высокоточной системы позиционирования ОАО «РЖД» получили техзадания, включающие требование обеспечить точность остановки «беспилотника» у знака первого вагона на платформе МЦК с погрешностью не более 25 см.
Разрабатываемая АО «ВНИИЖТ» прескриптивная система диагностики технического состояния электропоезда сформирует данные о его техническом состоянии с суточным прогнозом развития ситуации. На мониторе машиниста-оператора, контролирующего беспилотное движение, эти данные будут отображаться значками трёх цветов: зелёный – поезд в порядке; жёлтый – необходим ремонт, но движение ещё возможно; красный – нужен срочный ремонт.
Выпускающее ЭС2Г «Ласточки» ООО «Уральские локомотивы» прорабатывает возможность создания двухэтажного поезда специально для МЦК. Как сообщил первый заместитель генерального директора предприятия по технической политике Виталий Брексон, такое пожелание высказало правительство Москвы. Сейчас прорабатываются несколько вариантов конфигурации будущего электропоезда, техническое решение будет сразу включать в себя возможность установки оборудования для беспилотного движения.
Источник: Гудок