Еврокомиссия опубликовала в среду инструкцию для стран - членов ЕС по транзиту товаров из России. Согласно разъяснениям, железнодорожный транзит в Калининград ряда товаров разрешен санкциями ЕС при соблюдении определенных условий. Так, перевозки должны быть предметом "целенаправленного, пропорционального и эффективного контроля" со стороны властей стран ЕС. Однако никаким видом транспорта нельзя перевозить военные грузы, военные технологии и продукцию двойного назначения.
Разъяснения Еврокомиссии
Из разъяснения Еврокомиссии следует, что транзит запрещенных товаров по автодорогам, организованный российскими операторами, не разрешается. Для железнодорожного транспорта такого запрета нет: можно перевозить нефть и нефтепродукты, уголь, сталь, железо, дерево, цемент и другие невоенные продукты. Однако страны - члены ЕС обязаны контролировать процесс - объемы транзита должны оставаться в пределах средних величин за последние три года, перевозимые товары не должны привести к обходу режима санкций ЕС. При этом перевозить военную продукцию, товары двойного назначения и технологии нельзя.
Власти Калининградской области считают "необходимым изучить формулировки и положения только что опубликованного документа прежде, чем делать выводы", заявил руководитель пресс-службы правительства региона Дмитрий Лысков.
Ранее газета "Известия" сообщила со ссылкой на неназванные источники с российской стороны, что ЕС и РФ договорились о транзите грузов в Калининград. Брюссель передал Москве документ, согласно которому нельзя ограничивать перемещение грузов между частями РФ, что полностью удовлетворило российскую сторону. Однако, как указывала газета, ситуация зависит от позиции Литвы. При этом в пресс-службе областного правительства сказали, что власти не получали официальных уведомлений и документов о снятии ограничений.
Как Литва ограничила транзит
Литва после консультации с ЕК и по ее рекомендациям прекратила с 18 июня транзит ряда грузов, подпадающих под санкции ЕС, по железной дороге в Калининград. Запрет включал в себя до 40-50% номенклатуры грузов. При этом автомобильные перевозки ограничивать Вильнюс не стал.
10 июля Литва реализовала новый этап ограничений на транзит в рамках антироссийских санкций ЕС. Начал действовать запрет на перевозки алкоголя, промышленных химикатов на основе спирта, древесины и цемента. Так, только за понедельник таможня Литвы не пропустила 34 фуры.
До 10 августа при этом не был ограничен транзит нефтепродуктов по железной дороге. Также есть исключение для удобрений: в течение года можно перевезти 837,5 тыс. тонн хлорида кальция и 1,58 млн тонн минеральных и химических удобрений. Транзит этих грузов продолжится до достижения лимитов, указывали в Литве.
Что предприняли в Калининграде
Товары, на которые Литва ограничила транзит, пошли морем. Не подпавшие под санкции грузы решили переориентировать с паромов на железную дорогу, но, как отмечал губернатор Калининградской области Антон Алиханов, это займет несколько недель. Также власти региона наращивают количество судов, задействованных в морских перевозках. Так, с 10 июля на линии морского снабжения Калининграда из портов Петербурга и Ленинградской области начало действовать шестое грузовое судно.
При этом железнодорожные паромы к настоящему времени полностью забронированы до середины августа, сообщала пресс-служба компании "Оборонлогистика". Существенно увеличить количество рейсов не представляется возможным - суда ходят по расписанию, учитывающему время прохождения маршрута. Однако порты паромной линии Балтийск - Усть-Луга могут без очереди обслуживать до пяти паромов, дополнительные суда могут вызвать очереди, уточняли в компании.
Что будет при сохранении ограничений
Как отмечал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, обдумываются разные сценарии ответа на действия Литвы, но Кремль "пока не хочет говорить чего-то больше". При этом президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко уже обсудили возможный совместный ответ на ограничения транзита.
В свою очередь власти Калининградской области направили правительству несколько предложений по возможному ответу Литве. Крайнее из них касалось полного запрета на ввоз и вывоз любых товаров в сторону Прибалтики через территорию РФ, говорил Алиханов в эфире телеканала "Россия-24" в программе "60 минут". Речь идет про транзитные грузы, которые прибывали в порты Прибалтики и потом двигались либо в Россию, либо через страну в другие государства-транзиты. При этом губернатор признавал, что ответ РФ будет иметь встречные издержки, как и санкции Европейского союза имеют издержки для их самих.
Источник: ТАСС