За 2017-2021 годы национальный пассажирский железнодорожный перевозчик приобрел почти 2,7 тыс. вагонов. В ближайшие 3 года компания планирует направить на покупку новых вагонов еще 51,9 млрд руб.
За указанный период в парк «Федеральной пассажирской компании» (ФПК, входит в РЖД) поступили 1615 плацкартных вагонов, 977 купейных, 43 вагона-ресторана и вагоны других типов. Кроме этого, ФПК за последние 5 лет вложила 44,2 млрд руб. на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы 2 тыс. вагонов и капитального ремонта 494 вагонов.
В годовом отчете ФПК за 2021 год есть расхождение по объемам закупленных вагонов и поставленных на учет. Так, согласно документу, на учет были поставлены 293 вагона: 95 купейных вагонов, 95 плацкартных и 3 вагона-ресторана. В то же время перевозчик сообщает, что закупил 436 пассажирских вагона, в том числе 24 двухэтажных вагона модельного ряда «2018», 346 одноэтажных «Вагонов-2019» и 66 двухэтажных «Вагонов-2020».
Проведенный ROLLINGSTOCK анализ показал, что такие расхождения в отчетах начались с 2020 года, когда существенное влияние на все процессы стала оказывать пандемия COVID-19. Так, в том году были поставлены на учет 648 вагонов при 533 закупленных. Относительно 2021 года в пресс-службе ФПК для ROLLINGSTOCK разницу между приобретенными и поставленными на учет вагонами объяснили тем, что часть вагонов, закупленных в 2021 году, была зарегистрирована в начале этого года. В пресс-службе перевозчика также подробно раскрыли процедуру постановки на учет: до 10-11 дней занимает отправка готового вагона заказчику, еще 40 ней – регистрация в Росжелдоре, еще до 10 дней – оформление допуска на инфраструктуру в Центре технического аудита РЖД, итого – 2 месяца.
Анализ отчетности также показал, что инвентарный парк ФПК снижается на протяжении всех 5 лет. Если парк компании на конец 2017 года составлял 19,4 тыс. вагонов, то на конец 2021 года – 15,8 тыс. вагонов. За 5 лет были списаны 6,4 тыс. вагонов, средний возраст парка снизился с 19 до 17 лет. Также стоит отметить, что за 2017-2021 годы были приобретены 525 двухэтажных вагонов.
Согласно годовому отчету 2021 года, в ближайшие 3 года ФПК планирует направить на закупку новых вагонов 51,9 млрд руб., на модернизацию парка – 17,1 млрд руб. Как пишет «РЖД-Партнер» со ссылкой на замгендиректора ФПК Михаила Пояркова, в результате реализации такой инвестпрограммы доля устаревших вагонов составит 10% парка или 1,6 тыс. единиц. В пресс-службе ФПК сообщили, что в 2022 году планируют за 28,5 млрд руб. приобрести 389 вагонов – 270 одноэтажных и 119 двухэтажных. В частности, среди них должны быть 134 купейных вагона, в каждом из которых оборудовано специальное купе для проезда семей с маленькими детьми.
Сегодня ФПК закупает вагоны нового поколения — одноэтажные «Вагоны-2019» и двухэтажные «Вагоны-2020» — по долгосрочному контракту с ТВЗ (входит в «Трансмашхолдинг») на поставку за 237 млрд руб. без НДС до 3,7 тыс. вагонов в 2019-2025 годах («твердая» часть – 2,6 тыс.). Обе модели спроектированы по принципу двухвагонных сцепов и предполагают значительное повышение комфорта проезда для пассажиров. В работе находится проект «Вагона-2023». Исполнен подвижной состав будет в габарите Т с увеличением длины салона и ширины вагона. Также в течение 2020-2021 годов «Трансмашхолдинг» продемонстрировал разные варианты исполнения интерьера перспективного вагона (перпендикулярное, продольное и диагональное расположение спальных мест): планируется, что итоговый вариант будет выбран с учетом опроса пассажиров.
Источник: Rollingstock