data-caption= data-caption= data-caption=
Началась реализация проекта «Цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона»

Вагоны

 

Объединение производителей железнодорожной техники совместно с ОАО «РЖД», владельцами подвижного состава реализуют проект «Цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона». В отличие от данных на вагоны, хранящихся в цифровом архиве Главного вычислительного центра (ГВЦ ОАО «РЖД»), новая платформа позволит проследить весь жизненный цикл как самого вагона, так и его элементов, а в перспективе и создать полноценный рынок запасных частей.

Как пояснил автор проекта руководитель Центра стратегического анализа и развития АО «НИИАС» Юрий Дзюба, цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона позволит сделать прозрачным и понятным для всех участников рынка жизненный цикл номерных деталей.

ОАО «РЖД» не является собственником грузового подвижного состава, и поэтому компанию как владельца инфраструктуры больше интересует вагон как совокупность определённых деталей. В ГВЦ хранится оцифрованная информация про отдельную единицу подвижного состава и то, из чего он в данный момент состоит. То есть в формуляре на вагон указаны номера критичных деталей: боковая рама, надрессорная балка, колёсные пары. В то же время там нет истории этих элементов, что необходимо владельцам подвижного состава для более эффективного управления своим имуществом.
«Создание ресурса, который сможет отслеживать все эти данные, не только решит проблему контрафакта, но и позволит сделать вагон более качественным и менее ломким, – говорит Юрий Дзюба. – Это, в свою очередь, повысит пропускную способность инфраструктуры, снизит количество инцидентов и внеплановых отцепок». По сути, платформа позволит видеть жизненный цикл всех деталей, которые выпускаются: кто владелец, на каком вагоне они стоят, какой у них пробег, где хранятся между ремонтами и другую важную информацию.

Проблема в том, что в отличие от самого вагона на запчасти к нему нет формуляра.

Это как раз и не позволяет прослеживать жизненный цикл ни вагона в целом, ни отдельных деталей. Для этого и на детали нужны сведения о длительности и условиях работы, техническом обслуживании и ремонте, а также ряд других параметров. Поэтому задачей новой цифровой платформы будет являться, во-первых, создание электронных формуляров, а во-вторых, сопоставление данных из этих электронных документов.

Первый этап – «Электронный инспектор», который позволяет создавать на критически важные элементы вагона (сейчас их 14, но предполагается довести это число до 19) машиночитаемый электронный формуляр, – уже успешно работает. В него входят 34 предприятия. Между предприятиями налажена бесшовная электронная среда по обмену данными, и количество участников ещё увеличится.

Второй этап начался в этом году и будет состоять из подготовки наполнения первой базы данных (А), которая и позволит реализовать технологию виртуального вагона.

Сама новая цифровая платформа будет состоять из четырёх баз (блоков), которые наполняют соответствующие участники рынка. В первый (А) войдут вагоны и запасные части, которые были произведены с 2020 года, то есть с начала работы «Электронного инспектора». На них уже есть и электронные паспорта, и формуляры, и по состоянию на конец апреля 2022 года в базу данных внесено свыше 2,3 млн изделий.

Второй (B) – это составные части вагонов, которые выведены из эксплуатации. Третий (С) – детали, прошедшие ремонт. И четвёртый (D) – запасные части подвижного состава, которые уже не эксплуатируются более пяти лет. Первую базу наполняют вагоностроительные заводы и производители запасных частей, остальные – владельцы подвижного состава и вагоноремонтные предприятия. Из трёх последних баз сведения поступают в основную базу А, где находятся электронные формуляры на целые вагоны. К ней же имеют доступ ОАО «РЖД» и Ространснадзор РФ.

Таким образом, сама платформа состоит из центрального узла автоматизированной системы (он будет расположен в ГВЦ) и узлов, содержащих банки данных по определённым направлениям. Взаимодействие будет обеспечено за счёт интеграционных сегментов – защищённых каналов передачи данных и интеграционных шлюзов, которые обеспечат взаимодействие информационных узлов при передаче данных. В практической плоскости на каждом предприятии должно быть создано автоматизированное рабочее место с соответствующим программным обеспечением, которое позволит как вводить данные, так и получать их из нужных баз.

Владельцев вагонов, которые и несут конечную ответственность за их состояние, с базами данных свяжет автоматизированная система управления, которая даст возможность полностью отслеживать все операции с их собственностью.

Источник: ИЦПВК