Имеющиеся инфраструктура и мощности терминала Dostyk TransTerminal позволят станции Достык увеличить прием по погранпереходу «Алашанкоу» – «Достык» до 22 поездов в сутки. Уведомление об этом китайской стороной получено в ходе прошедшей встречи представителей казахской и китайской железных дорог, сообщил генеральный директор PTC Cargo Олжас Шилтерханов.
PTC Holding запустила вторую очередь Dostyk TransTerminal в конце мая, увеличив его мощность со 160 тыс. до 320 тыс. TEU.
Первый контейнерный поезд со второй очереди в направлении Дуйсбурга с бытовой техникой из Шэньчжэня был отправлен 20 мая. Первая очередь терминала запущена в строй год назад, 5 июля 2021 года. «Мы предполагали, что объемы перевалки с колеи на колею будут расти, что транзит будет расти и интерес к казахстанско-китайскому погранпереходу будет только возрастать. – рассказал «Ъ» председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев. – В июне 2021 года мы запустили первую очередь терминала, а уже в августе-сентябре прошлого года мы понимали, что объемы первой очереди заполнены, при этом остается интерес наших клиентов в дополнительных объемах. Поэтому так быстро стартовала вторая очередь и ускорился темп его строительства».
Сейчас, рассказывает господин Шилтерханов, терминал загружен на 35%. «У нас мощность – 12 поездов в сутки, но сейчас мы перегружаем в сутки 4,5 состава, – говорит он. – Основной причиной являются проблемы, связанные с обеспечением порожним подвижным составом из-за введенных со стороны Китайских железных дорог карантинных мер и ограничений по приему составов из Казахстана. Как следствие, казахстанским перевозчиком были отставлены от движения (брошены) составы контейнерных поездов, что повлекло за собой несвоевременную подачу платформ под перегруз».
Новые пути
Вторая очередь, а также построенный компанией железнодорожный разъезд и 13 км пути в обход станции Достык позволяют не только увеличить объем перевалки в два раза, но и за счет сквозной технологии значительно сократить время операций. «Когда в 2021 году строительство первой очереди терминала шло к завершению, мы поняли, что еще одним фактором, сдерживающим быстрый перегруз, является привязка всех терминалов к станции Достык, – говорит председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев. – И вход груженых вагонов по узкой колее с китайской стороны, и выход по широкой колее идет через Достык.
С учетом того, что достаточно большое количество подъездных путей примыкает к станции, того, что она является пограничной и туда идет не только контейнеризированный груз, но и универсальный подвижной состав, и полувагоны, и крытые, и цистерны, не имеет смысла там делать быстрый перегруз, чтобы потом застрять в любом случае на станции отправления. Или не иметь возможности очень быстро подать под перегрузку свободный вагон на широкой колее, не иметь возможности быстро вернуть разгруженные вагоны на китайскую сторону. Здесь и пришло понимание того, что нужно делать сквозную технологию, чтобы была возможность разгрузить станцию Достык и также увеличить скорость перегрузки». В результате PTC Holding построила дополнительный разъезд и пути, которые позволяют обойти станцию Достык, избежав пробки. Общий объем инвестиций в проект составил 23,5 млрд тенге, или около $49 млн. Теперь терминал может обрабатывать не 6, а 12-15 контейнерных поездов в сутки.
Еще одним преимуществом терминала является полезная длина погрузочных путей, составляющая 1050 м, которые позволяют формировать полносоставные контейнерные поезда, не разбивая его на части. «Инфраструктура терминала позволяет сформировать для клиента контейнерный поезд по оптимизированным схемам «три на два», «два на один», то есть имеются возможности из трех поездов сформировать два поезда, из двух – один за счет более уплотненной погрузки», – пояснил директор по операционной деятельности PTC Cargo Гылым Кульжанов.
Сейчас вновь построенный разъезд передается на баланс «Казахстан темир жолы» (КТЖ – Железные дороги Казахстана). Как пояснил Олжас Шилтерханов, в июле компания получила уведомление о принятии КТЖ акта ввода в эксплуатацию: «Остались буквально небольшие процедуры внутри КТЖ и нескольких правительственных органов, которые должны это согласовать». Как он ожидает, в течение месяца эта работа закончится.
География поставок
Основные маршруты, которые обрабатывает терминал, – это поставки на Европу и РФ. За год, с июня по июнь, перегрузка контейнеров на Dostyk TransTerminal достигла 129 тыс. TEU. Основная часть перевалки, или 115 тыс. TEU, пришлась на проекты ОТЛК ЕРА – СП железных дорог России, Белоруссии и Казахстана, обслуживающего транзит Китай – Европа – Китай через территории стран-участниц. По собственным проектам PTC Cargo перевалено 14 тыс. TEU, из которых 9,4 тыс. TEU – это грузы назначением на Россию, 3,1 тыс. TEU – на Европу, остальные объемы – это Узбекистан и импорт в Казахстан.
Ключевой партнер Dostyk TransTerminal – это ОТЛК ЕРА. Но, как поясняет Олжас Шилтерханов, терминал позволяет принимать и других клиентов, других контейнерных операторов. «Сейчас мы работаем и с «Трансконтейнером», и с компанией «Логбокс», и с другими, – говорит он. – По июню у нас перегруз в рамках сервиса ОТЛК ЕРА – 60%, 40% – другие партнеры, тогда как в апреле соотношение было 80% к 20%. Это не означает, что ОТЛК ЕРА снизила свои объемы – просто мы нарастили мощности». Он пояснил, что сейчас рассматривается увеличение площадки еще на 600 FEU, чтобы терминал мог принимать грузы не только в направлении Европы и России, но и Центральной Азии.
Для расширения географии поставок Dostyk TransTerminal планирует открыть филиал в Китае. «Это будет не представительство – будет международная компания с хозяйственной деятельностью, чтобы она могла заключать от себя договоры с Китайской железной дорогой и всеми китайскими логистическими платформами, которые получают субсидии от правительства КНР», – говорит Олжас Шилтерханов.
Он поясняет, что это нужно для того, чтобы компания могла предлагать сервис от точки А до точки Б напрямую грузоотправителю. «Когда мы контролируем логистику на всем маршруте, очень удобно планировать подачу подвижного состава, контролировать все моменты, касающиеся документооборота, оформление транзитных деклараций. И когда на всем пути оперирует наша компания, мы можем гарантировать клиенту сервис. Когда мы частями покупаем сервис у наших партнеров и других экспедиторов, мы этого не видим и можем гарантировать сервис только с момента прибытия груза на казахстанскую границу». Он пояснил, что сейчас проводятся работы по регистрации компании, предварительно предполагается базировать ее в Шанхае.
Планы по расширению
«Со временем, я думаю, мы будем делать третью и четвертую очередь, но для этого должна быть подготовлена инфраструктура, – говорит Тимур Карабаев. – Сейчас мы разгрузили саму станцию Достык за счет строительства нового разъезда, но дальше есть участок Достык – Мойынты протяженностью 830 км – там КТЖ ведет большой проект по удлинению разъездов, строительству второго пути, и в зависимости от того, как этот проект будет развиваться, мы будем принимать решения по собственному развитию».
Как пояснил Олжас Шилтерханов, реализация третьего этапа предусмотрена до 2025 года. Пока компания рассматривает потребность в строительстве третьего этапа, параллельно анализируя спрос клиентов. «Скорее всего, третий этап будет построен, но мы учтем запросы наших клиентов, – говорит он. – Например, сейчас очень много запросов входит на перевозку автомобилей в автосетках. На Достыке нет возможности перегружать вагоны с сетками – нужно построить аппарель. На Алтынколе она есть, там идут перевозки. Также есть очень много запросов на перегруз с автомобилей на железную дорогу. В Достыке это тоже работает, но с учетом того, что сейчас станции терминала загружены, это происходит не так быстро. Соответственно, на третий этап мы пойдем, рассмотрев все варианты и запросы от наших клиентов, и внесем коррективы в генеральный план».
По мнению господина Шилтерханова, грузопоток через погранпереход Достык будет расти. «Сейчас Китай начинает активно отправлять через наши стыки с учетом роста объемов передачи поездов через Достык, – рассказывает он. – Китайская железная дорога начинает ограничивать отправки и вводить конвенции на направлении Алашанькоу и Хоргос из-за того, что станция с их стороны перестает справляться с объемами». Он ожидает, что объемы из Китая будут расти, потому что все клиенты хотят быстро доставлять свои грузы. «Сейчас груз из самой восточной точки, из Иу (КНР), доходит до Москвы примерно за 12 дней, – рассказывает он. – Это очень быстро. Поэтому клиенты выбирают железную дорогу. Автоперевозки – это нестабильно, потому что сейчас на переходе очень много машин, море – не все линии принимают груз на Россию. На Европу принимают, но там букировать надо за два месяца вперед. Железные дороги сейчас хорошая альтернатива».
Источник: Коммерсантъ