data-caption= data-caption= data-caption=
Состоялась презентация проекта железнодорожного маршрута "Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар”

ЖД инфраструктура

 

26 июля 2022 г., в Ташкенте прошла международная конференция “Афганистан: безопасность и экономическое развитие”. В рамках данного международного форума состоялось пленарное заседание, а также секционное заседание по вопросам реализации ряда инфраструктурных и гуманитарных проектов.

Первоначальная тема секционного заседания была посвящена вопросам реализации одного из крупных проектов  “Строительство железнодорожного маршрута "Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар” ("Кабульский коридор") протяжённостью 760 км. В работе секции принял участие и.о. председателя правления АО “Узбекистон темир йуллари” Х.Хасилов. 

“Специалистами Рабочей группы уже проведено предварительное изучение проекта строительства железной дороги, подготовлены расчеты и предложения по пролеганию трассы, – говорит Х.Хасилов. – Полевая экспедиция по изучению нового маршрута железнодорожного коридора начнёт работу уже в ближайшее время и завершится к концу текущего года”.

Состоялась видеопрезентация по претворению в жизнь данного проекта, где наглядно представлена пошаговая реализация каждого этапа. В частности, представлена информация, касательно предварительных расчётов Головного института по проектированию железных дорог и соответствующей инфраструктуры Республики Узбекистан АО “Боштранслойиха”. Так, данный проект включает в себя строительство более 1200 искусственных сооружений, в т.ч. 3 тоннеля, более 100 переездов и 336 мостов. Планируется построить 33 железнодорожных станций, 187 км станционных путей, 785 км линий электроснабжения, 790 км линий связи. Ориентировочная стоимость реализации проекта составит около 4,6 млрд.долл. США, ожидаемый срок реализации проекта – 5 лет.

Проектируемая железнодорожная магистраль “Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар” позволит сформировать новые и кратчайшие транзитные коридоры, соединяя крупнейшие рынки Юго-Восточной Азии с рынками стран СНГ, Китая и Европы. В целом реализация проекта трансафганской железной дороги позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов на 30-40%. Расчётные объемы перевозок уже впервые годы эксплуатации могут вырасти до 3 млн.тонн, а к 2030 году более 15 млн. тонн в год.

Наряду с этим, в экономический оборот вовлекаются десятки месторождений полезных ископаемых, расположенных в центральной части Афганистана, создаются более 5 млн. новых рабочих мест и формируются новые профессии, в том числе связанные с эксплуатацией железнодорожного транспорта. От реализации проекта до 15 млн. жителей региона станут благополучателями. 

Кроме того, новая железная дорога свяжет 10 областей и провинций Узбекистана, Афганистана и Пакистана и станет основной транспортной логистической магистралью для региона. Кроме того, по направлению пролегания новой железнодорожной линии реализуются проекты по прокладке высоковольтных линий электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и КАСА – 1000. Протяженность предлагаемой к строительству железной дороги от Мазари-Шарифа до Пешавара (Пакистан) расчетно составляет 760 км с колеей 1520 мм и переходом на афгано-пакистанской границе на колею 1676 мм.

Учитывая важное геостратегическое положение Центральной Азии, которая с древних времен соединяет между собой крупнейшие международные рынки через исторический “Великий Шёлковый путь”, в современных условиях особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорения интеграции региона в систему международных транспортных коридоров. Действующие транспортные коридоры, несомненно, обладают большим потенциалом развития, тем не менее, имеются более короткие пути для формирования более оптимальных коридоров, связывающих Юго-Восточную Азию с другими странами Евразии. По оценкам экспертов ООН, благодаря эффективной транспортной кооперации Афганистана с другими странами региональный ВВП за 10 лет может вырасти как минимум в два раза. 

Стоит подчеркнуть, что за истекший период проведена определённая работа по формированию железнодорожного коридора “Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар”:

впервые проект "Кабульского коридора" был представлен широкой общественности в сентябре 2018 года;

- в том же, 2018 году создана многосторонняя Рабочая группа и проектный офис по координации работ;

- в целях подготовки афганских специалистов-инженеров по эксплуатации и обслуживании железных дорог в г. Термезе 2018 году был создан образовательный Центр, который финансируется Республикой Узбекистан;

- 16-18 февраля 2021 г. проведены переговоры с представителями МФИ по вопросам строительства железной дороги. Всеми участниками была поддержана актуальность маршрута;

- реализуется подготовка к проведению полевой экспедиции по всему маршруту пролегания железной дороги. Экспедиция пройдет в ближайшее время в 2022 году, при поддержке и финансировании Республики Узбекистан и Исламской Республики Пакистан;

- осуществляется работа по созданию ортофотопланов и цифровой модели рельефа при финансировании Республики Узбекистан. 

- ведётся работа по формированию предварительного технико-экономического обоснования проекта. Срок завершения конец 2022 года.

Напомним, что в 2010 году за счёт кредитных средств Азиатского банка развития, силами профильных строительных и мостостроительных предприятий АО  “Узбекистон темир йуллари” за короткие 10 месяцев построены первые 75 км железной дороги. За весь период эксплуатации дочерним предприятием  “Согдиана транс” акционерного общества “Узбекистон темир йуллари” по маршруту “Хайратон — Мазари-Шариф” перевезено более 25 млн тонн грузов.

Источник: Узбекистон темир йуллари