Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения жалобу компании Siemens Mobility GmbH (ООО "Сименс мобильность"), в которой та просила отменить передачу ОАО "РЖД" оборудования для ремонта высокоскоростных поездов и признать незаконными обеспечительные меры по иску российской компании. РЖД ранее потребовали признать недействительным одностороннее расторжение немецким контрагентом договора 2007 года о техническом обслуживании и ремонте поездов "Сапсан" и обязать ответчика исполнять контрактные обязательства.
"Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения", - сказала судья, оглашая резолютивную часть определения.
В начале июня отказ по аналогичной жалобе немецкая компания получила в суде первой инстанции. Обосновывая новую апелляцию, представитель Siemens указала на то, что, согласно договору компании с ОАО "РЖД", все споры по контракту рассматриваются в юрисдикции немецкого права третейским Международным арбитражным судом Федеральной палаты экономики в Вене.
Таким образом, российский арбитраж не имел права принимать к рассмотрению иск ОАО "РЖД" и обеспечительные меры по нему. Последние в Siemens считают не имеющими отношения к предмету спора - расторжению договора. Кроме того, истец, как заявила представитель Siemens, не представил "разумных доводов" в подтверждение риска неисполнения немецкой компанией решений суда в пользу "Российских железных дорог". Она пояснила также, что Siemens расторгла контракт на основании так называемой "санкционной оговорки", внесенной в него в 2019 году. В настоящее время компания не может продолжать исполнять договор на территории России, поскольку в этом случае управляющим сотрудникам Siemens грозит уголовное преследование в ЕС.
Представитель "РЖД" в ответ заявил, что положения российского арбитражного законодательства (ст. 247, 248, 248.1, 249 АПК РФ) наделяют отечественные суды правом рассматривать споры с участием зарубежных компаний, если их имущество находится на территории России, если в стране находится их представительство, а также в случае, когда вред от исполнения (ненадлежащего исполнения) договора причиняется также на территории России. Возможности отстаивать свою позицию в любом европейском суде РЖД официально лишены одним из пунктов санкционного постановления Совета ЕС № 327, поэтому обращение в третейский суд в Вене российская компания считает в текущих условиях бессмысленным.
Обеспечительные меры напрямую соотносятся с предметом иска, поскольку при помощи оборудования, на которое они наложены, ответчик ранее исполнял свои обязательства по договору о ремонте и техобслуживании поездов "Сапсан". Письмом от 21 апреля компания Siemens уведомила РЖД, что, расторгая договор, все используемое оборудование и запчасти она забирает себе, таким образом ОАО "РЖД", лишившись и подрядчика, и оборудования, будет вынуждено выводить на пути потенциально опасный железнодорожный транспорт, что является нарушением закона. В случае же вывода поездов из эксплуатации компания понесет крупные убытки. Обязанности по контракту немецкая компания в настоящее время не исполняет, поэтому обеспечительные меры являются единственным способом сохранить поезда "Сапсан" в исправном состоянии силами самих РЖД.
Ранее германский концерн Siemens сообщал, что покинет российский рынок в условиях событий, происходящих на Украине. С 13 мая "Сименс мобильность" прекратила техническое обслуживание поездов РЖД. Также компания выйдет из совместных предприятий. При этом техническое обслуживание высокоскоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка" будет продолжено под руководством и контролем РЖД в рамках российского законодательства, сообщала пресс-служба РЖД.
Решение об уходе не распространяется на компанию по производству медицинского оборудования Siemens Healthineers AG. Лизинговая компания "Сименс финанс" сообщала о том, что продолжит работу в России, но при этом планирует сменить собственника.
Источник: ТАСС