Наилучшая динамика отмечается в отправках химических и минеральных удобрений, а также в перевозках зерна и продовольственных товаров. Участники транспортного рынка связывают это с использованием новых модификаций контейнеров, развитием инфраструктуры ОАО «РЖД» и созданием новых сервисов.
Сегменты роста
Как рассказал заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО «ИЭРТ» Андрей Тихомиров, в первом полугодии 2022 года объём грузов, перевезённых в контейнерах по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения, составил 34,1 млн тонн, что на 1,5% превысило показатели за аналогичный период прошлого года.
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», главными драйверами стали химические и минеральные удобрения, объём перевозок которых увеличился на 90% к уровню прошлого года.
Динамика связана с ростом железнодорожных отправок удобрений из Белоруссии в Китай через территорию России. По итогам первых 6 месяцев их объём увеличился в 15,6 раза, а в июне этого года к маю 2022 года прирост составил 80%, уточнил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник.
Рост отправок в контейнерах зафиксирован и в сегменте продукции агропромышленного комплекса (АПК). Например, перевозка зерна по сети ОАО «РЖД» в таком виде подвижного состава за 6 месяцев 2022 года выросла на 34% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Таких результатов удалось добиться в том числе благодаря действующим государственным субсидиям. Дотации распространяются на железнодорожную отправку зерновых культур, продуктов переработки семян масличных культур, овощей, минеральных удобрений, сои, рапса, рыбной продукции, в том числе в контейнерах.
По словам заместителя директора по продажам и развитию бизнеса «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (входит в Группу FESCO) Натальи Иванниковой, появление на сети таких решений, как флекситанки и лайнер-бэги (полипропиленовые вкладыши в контейнерах), также позволило повысить объём отправок сельскохозяйственной продукции в контейнерах.
Примером использования новых модификаций контейнеров для расширения номенклатуры стала дочерняя компания холдинга – АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ).
«Сегодня в агрологистике мы задействуем собственный парк автономных рефконтейнеров для продукции, требующей особого температурного режима. Здесь же используются флекситанки при транспортировке наливных грузов, например растительных масел», – уточнил заместитель генерального директора по коммерческой деятельности РЖДЛ Сергей Лёвин.
Факторы притяжения
Чтобы расширить номенклатуру грузов, следующих по сети ОАО «РЖД» в контейнерах, холдинг совместно с операторским сообществом на регулярной основе тестирует новые технологии доставки, расширяет географию перевозок, развивает клиентские сервисы и сопроводительную инфраструктуру.
Так, в конце мая ОАО «РЖД» совместно с ООО «Европак» организовало отправку первого контейнерного поезда с флекситанками из Оренбургской области в Китай. Ранее популярным решением для экспорта продовольственных грузов по этому маршруту была перевозка в цистернах, говорит директор по логистике ООО «Европак» Анна Усачёва.
Директор по продажам логистического оператора «РТСБ-РУС» Евгений Барков рассказал, что для развития импортных отправок сборных грузов компания расширяет географию перевозок из КНР в РФ.
«Среди наших новых направлений Ганьчжоу – Забайкальск – Электроугли и Сиань – Забайкальск – Ворсино. Из ближайших планов – отправка сборного груза из Сучжоу в Электроугли, – пояснил Евгений Барков. – Продолжаем развивать импортные перевозки несанкционных товаров из ЕС в контейнерах. Основные маршруты: Италия (Милан, Бусто-Арсицио) – Москва – Германия (Дуйсбург, Нойс) – Москва».
По словам начальника отдела проектных железнодорожных перевозок международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Дмитрия Микелева, спрос грузоотправителей на перевозки в контейнерах также отмечается на маршрутах транспортного коридора Север – Юг.
Увеличить объём перевозок в контейнерах помогает развитие клиентских сервисов, считает и.о. директора по продажам АО «РЖД Бизнес Актив» (РЖДБА) Антон Тихонов.
«Со стороны грузоотправителя растёт спрос на комплексные сервисы по доставке грузов. РЖДБА предоставляет подвижной состав, контейнеры, а также терминально-складские услуги», – пояснил Антон Тихонов.
По мнению генерального директора ООО «АБЦ-Рейл» Артура Нурмухамедова, благодаря взятому три года назад курсу на контейнеризацию ОАО «РЖД» значительно увеличило мощности по обработке грузов практически на всех дорогах.«Стало гораздо больше станций, где могут работать с контейнерными поездами. Инфраструктурные возможности по отправкам грузов контейнерами заметно улучшились», – добавил он.
Перспективы радужные
По прогнозам Андрея Тихомирова, уровень контейнеризации на сети ОАО «РЖД» в ближайшие месяцы продолжит расти, а по итогам текущего года объём таких отправок может составить до 6,5 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера).
В частности, во втором полугодии 2022 года ожидается увеличение отправок грузов АПК в связи с началом нового сельскохозяйственного сезона, а также химической, нефтехимической продукции и подсолнечного масла в специализированных контейнерах.
«В ближайшей перспективе ожидается дальнейшее увеличение отправок из Белоруссии. Это связано с тем, что ОАО «Беларуськалий» заключило договор на перевалку 2 млн тонн калия до конца 2023 года с терминалами в Санкт-Петербурге и во Владивостоке», – добавил Александр Слободяник.
Анна Усачёва считает, что рост перевозок подсолнечного масла и нефтехимической продукции будет наблюдаться не просто в контейнерах, а именно во флекситанках с затаркой на заводах.
«Из-за масштабных изменений во внешней торговле такое транспортное средство, как цистерна, становится всё менее актуальным, – отметила она. – Китай, например, если и принимает грузы в цистернах, то соглашается на это с большим трудом. Таким образом, торговые потоки подсолнечного масла, неопасной нефтехимии, ряда другой продукции, которые будут перенаправлены в Китай, обратятся к перевозкам с использованием флекситанков».
Тара будет
С учётом прогнозируемого увеличения перевозок в контейнерах различных номенклатур грузов важным вопросом остаётся насыщение рынка необходимым подвижным составом.
Дефицит контейнеров ощущался ещё в 2021 году, а с уходом крупных игроков с российского рынка в этом году (Maersk, MSC, CMA CGM) этот тренд усилился. По оценке ПАО «ТрансКонтейнер», в свете приостановки работы ряда международных линий российский рынок столкнулся с выводом их парка контейнеров, на которые приходилось порядка 40% всего оборудования, используемого для перевозок в/из и через территорию России.
«При этом собственное производство контейнеров, по разным оценкам, не достигает и 120 тыс. единиц в год, в то время как во всём мире в 2021 году произведено 5,2 млн ДФЭ», – считает Артур Нурмухамедов.
Однако ряд контейнерных операторов – РЖДЛ, РЖДБА, ПАО «ТрансКонтейнер», «РТСБ-РУС» и «ТРАСКО» – не отмечают дефицита подвижного состава.
«Ситуация стабилизировалась: объёмы перевозчиков, приостановивших свою работу, замещаются контейнерами китайских и российских собственников, которые активно покупают либо арендуют тару», – сообщил директор по стратегии и развитию бизнеса ПАО «ТрансКонтейнер» Николай Севастьянов.
По словам Сергея Лёвина, давление такого фактора, как уход с российского рынка иностранных транспортных компаний, во многом спадает благодаря мерам государственной поддержки – обнулению таможенных пошлин на ввоз контейнеров и субсидированию кредитной ставки на их закупку.
«К концу 2022 – I кварталу 2023 года транспортная отрасль сможет справиться со сложностями, вызванными уходом морских линий, восстановив баланс парка, а в 2024–2025 годах мы ожидаем ввод в эксплуатацию новой контейнерной инфраструктуры (как публичных ТЛЦ, так и контейнеризации заводской логистики), расширение пропускной способности Восточного полигона и дальневосточных портов, что в совокупности обеспечит дальнейший рост контейнеризации в России», – заключил Николай Севастьянов.
Open top нашёл новый переход
В середине июня ОАО «РЖД» совместно с китайской компанией Jilin Province Jidian International Trade Co., Ltd впервые отправило уголь в контейнерах типа open top из России в Китай через сухопутный пограничный переход Камышовая (Дальневосточная дорога).
Сегодня сервис действует на регулярной основе. О планах компании и об организации обратной загрузки для отправки в Россию цемента и ряда других промышленных грузов рассказал председатель правления Jilin Province Jidian International Trade Co., Ltd. Чжоу Дашань.
Первый состав с углем, погруженным в контейнеры типа open top, отправился со станции Бирюлинская Западно-Сибирской железной дороги в Китай на станцию Хуньчуньнань (город Хуньчунь, провинция Цзилинь) 18 июня.
Стоит отметить, что наша компания ранее уже импортировала российский уголь из разных регионов страны. Так, по итогам 2021 года общий объём импорта угля в 2021 году составил 6,55 млн тонн. Для этого установлено прямое сотрудничество с крупными российскими угольными шахтами и коммерческими предприятиями. Однако особенностью этой перевозки стало использование специализированных контейнеров типа open top и возможность обратной загрузки.
Для организации сервиса наша компания предоставила собственный парк контейнеров. После успешного завершения тестовой отправки составы по новому маршруту курсируют на регулярной основе – уже отправлено два полносоставных контейнерных поезда с углем.
Сегодня в Китай контейнеры пока возвращаются порожними. Но в планах нашей компании организация обратной загрузки, для которой мы также рассчитываем задействовать собственный парк контейнеров. Мы уже изучили потенциальную грузовую базу для отправки из Китая в Россию: цемент, грузовые и специализированные шины, механическое оборудование, сталь и другие виды промышленных товаров. Такое решение позволит не только повысить эффективность использования парка, но и улучшить экономическую составляющую перевозок.
Холдинг бьёт рекорды
Андрей Дреничев, заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания по транспортному обслуживанию ОАО «РЖД»
При организации перевозок важную роль играют скорость и точность доставки груза, а также его сохранность в пути следования. Этим требованиями отвечают контейнерные перевозки.
По результатам I полугодия 2022 года ОАО «РЖД» достигнуты максимальные показатели объёма контейнерных перевозок во всех видах сообщения с момента основания компании в 2003 году – 3,2 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера. – Ред.), что на 1,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
По итогам 6 месяцев положительная динамика зафиксирована в сегменте перевозок химических и минеральных удобрений (+90%), строительных грузов (+17%), зерна (+34%), продовольственных товаров (+21%), сборных грузов (+15%).
В текущих условиях изменения логистики экспортных перевозок железнодорожным транспортом наибольшим спросом у грузоотправителей пользуется направление запад – восток, поэтому перед ОАО «РЖД» стоит задача, связанная с поиском оптимального решения для перевозки груза (через Восточный полигон) в том количестве, которое возможно перевезти в соответствии с пропускными способностями Восточного полигона.
С этой целью ОАО «РЖД» разработана и внедрена технология объединения контейнерных поездов, следующих по Восточному полигону. Это способствует росту эффективности контейнерных перевозок.
Для сохранения стабильных поставок товаров народного потребления ОАО «РЖД» в оперативном порядке разрабатываются новые направления перевозок грузов железнодорожным транспортом для встраивания этих звеньев в мировые логистические цепочки.
Так, в июне 2022 года ОАО «РЖД» совместно с АО «РЖД Логистика» организовало отправку первого полносоставного контейнерного поезда из России в Индию по восточной ветке коридора Север – Юг. Поезд проследовал через территории России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и далее морем в Индию.
Организация нового сервиса позволит российским экспортёрам развивать рынки сбыта не только в Индии и странах Персидского залива, но и в Африке.
С уходом крупнейших операторов морских линий (Maersk, ONE, Hapag-Lloyd, CMA CGM, MSC), по оценке контейнерных операторов, прогнозировался дефицит порожних контейнеров в количестве 77 тыс. единиц. При этом сегодня на сети ОАО «РЖД» дефицита тары не наблюдается. Для решения возможных проблем при участии холдинга принят ряд законодательных мер.
В частности, согласно новой редакции закона о таможенном регулировании, ввезённые на территорию РФ контейнеры могут многократно использоваться для внутренних перевозок в пределах срока временного ввоза (90 дней). В прежней редакции закона о таможенном регулировании ввезённые на территорию РФ контейнеры могли только однократно использоваться для внутренней перевозки.
Кроме того, в качестве мер поддержки российской контейнерной отрасли в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии установлена нулевая процентная ставка ввозной таможенной пошлины от таможенной стоимости контейнера, ввозимого на территорию Евразийского экономического союза.
Технология для экономии времени
Константин Шведин, заместитель директора научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» – начальник отдела развития транспортной сети и новых технологий перевозок АО «ВНИИЖТ»
В разработке ВНИИЖТа находится сразу несколько проектов, направленных на оптимизацию временных и финансовых затрат грузоотправителей при контейнерных отправках. Один из них направлен на создание малотоннажных контейнеров, что позволит привлечь дополнительный объём продукции малого и среднего бизнеса на железнодорожный транспорт.
В современных условиях наблюдается тенденция к уменьшению партий перевозимых грузов и увеличению количества отправляемых сборных грузов. Для многих представителей малого и среднего бизнеса предлагаемые для перевозки железнодорожным транспортом вагоны и крупнотоннажные контейнеры являются избыточными по грузоподъёмности и полезному объёму. Поэтому они обращаются в транспортные компании по перевозке сборных грузов, которые обеспечивают накопление партии грузов до полной вместимости крупнотоннажного контейнера или вагона от нескольких грузоотправителей. При накоплении сборной партии производятся дополнительные грузовые операции, что может привести к порче груза.
С целью удовлетворения спроса клиентов на перевозку мелких и средних партий груза АО «ВНИИЖТ» и Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом – филиал ОАО «РЖД» выступили с предложением разработать специализированные 5- и 10-тонные контейнеры и адаптер для их крепления на фитинговых платформах. Сформированная грузовая единица, состоящая из 5- и 10-тонных контейнеров и адаптера, будет иметь размеры, соответствующие размерам 20-футового контейнера, что позволит организовать их перевозку на эксплуатируемых фитинговых платформах и автомобильных полуприцепах – контейнеровозах без доработки конструкций.
Проведённое в 2021 году ТЭО проекта создания сервиса по предоставлению услуг по организации перевозок мелких партий грузов показало его экономическую эффективность. В настоящее время АО
«ВНИИЖТ» разрабатывает конструкторскую документацию на изготовление 5- и 10-тонных контейнеров и адаптера для их крепления на фитинговой платформе. До конца года планируется изготовить опытные образцы, а их испытание и сертификация будут проведены в 2023 году.
Производство в поисках господдержки
Александр Куликов, заместитель генерального директора по сбыту «РМ Рейл»
На фоне сохранения тренда на контейнеризацию грузов отечественные производители подвижного состава готовы к разработке инновационных видов «тары». В частности, «РМ Рейл Абаканвагонмаш» (входит в «РМ Рейл») намерен расширить модельный ряд продукции, в том числе за счёт создания новых рефрижераторных и танк-контейнеров для перевозки СПГ. Однако реализовать эти планы без государственных мер поддержки производителям вряд ли удастся.
Мощности «РМ Рейл Абаканвагонмаш» позволяют выпускать до 8 тыс. специализированных и универсальных контейнеров в год. Мы внимательно следим за трендами развития контейнерных перевозок по всем номенклатурам грузов – сыпучих, наливных, скоропортящихся. Нами освоены практически все модели востребованных рынком контейнеров. Более того, «РМ Рейл» разработана программа дальнейшего развития модельного ряда контейнеров как на «РМ Рейл Абаканвагонмаше», так и на других предприятиях компании, например рефрижераторные контейнеры и танк-контейнеры для перевозки СПГ.
При этом в прогнозах развития контейнерных перевозок и спроса на контейнеры в среднесрочной перспективе много неопределённостей, которые не позволяют на данном этапе однозначно принять решение об увеличении производственных мощностей.
Инвестиционные программы крупных потребителей и оптимистичные прогнозы роста контейнерных перевозок ещё в начале года формировали прогноз спроса на контейнеры на уровне 30–40 тыс. контейнеров в год в среднесрочной перспективе. В настоящее время ситуация кардинально поменялась. На уровень спроса повлиял уход иностранных операторов вместе с собственным парком контейнеров. Слово за потребителями – если они примут решение заместить выбывший парк новыми собственными контейнерами, спрос вырастет, но если эту нишу займут китайские операторы, на фоне стагнации грузовой базы объём спроса будет снижаться.
Российским производителям сложно конкурировать с китайскими – цены на отечественную продукцию существенно выше. Это связано с тем, что в Китае действует целый ряд мер государственной поддержки для производителей, например, компенсация расходов на металл при реализации экспортных поставок за счёт субсидий, низкая стоимость электроэнергии и рабочей силы. В России таких мер недостаточно.
Считаем, что государственная поддержка должна быть направлена на то, чтобы клиент был заинтересован приобретать контейнеры российского производства, а не импортировать их. При этом для потребителя не должно возникать дополнительных финансовых и логистических издержек, что, учитывая современные реалии, сделать очень тяжело.
Источник: Гудок