data-caption= data-caption= data-caption=
Вступили в силу новые Правила технической эксплуатации железных дорог

ЖД Администрации

 

Согласно приказу Минтранса России, обновленный документ вступил в силу 1 августа и будет действовать в течение 6 лет. Новые правила закрепляют тиражирование на сети ряда инновационных решений, таких как скоростные платформы, «виртуальная сцепка», системы технического зрения подвижного состава.

Приказ Минтранса России был зарегистрирован Минюстом 20 июля. Действовавшие до сегодняшнего дня правила технической эксплуатации (ПТЭ) были приняты в 2010 году, а разработка новых правил началась Минтрансом, РЖД и РУТ (МИИТ) в 2019 году. За это время документ прошел широкое обсуждение в отрасли и был значительно доработан.

В комментарии, начальник департамента технической политики РЖД Владимир Андреев указал, что новая редакция ПТЭ разработана с учетом направленности на внедрение инновационных технологий, устойчивое развитие, экологическую безопасность железнодорожного транспорта. «Ее цель – расширение полномочий владельца инфраструктуры по установлению норм и порядка технического обслуживания объектов железнодорожного транспорта. Кроме того, из ПТЭ исключены барьерные нормы и требования, препятствующие внедрению новых технологий на ближайшую перспективу», — говорит он.

Важным нововведением обновленных ПТЭ является допуск движения грузовых поездов со скоростью 120-140 км/ч с применением пневматического тормоза. Это открывает доступ к эксплуатации скоростных грузовых вагонов. За прошедшее время натурный образец такой платформы модели 13-6704 представила «Синара – Транспортные Машины» (СТМ), в стадии производства находится скоростная платформа 13-9580 на Канашском вагоностроительном заводе (входит в концерн «Тракторные заводы»). Также планы произвести скоростные крытый вагон для перевозки грузов на паллетах и платформы для крупнотоннажных контейнеров анонсировала «РМ Рейл».

Также значительное внимание в ПТЭ уделено автоматизации подвижного состава. Так, предусмотрена возможность управления локомотивами машинистом без помощника во всех видах движения, а также обеспечен допуск к эксплуатации локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специальной техники в автоматическом и дистанционном режимах, то есть на высших уровнях автоматизации УА3 и УА4. При этом ответственность за работу необходимого оборудования возлагается на его разработчиков и производителей.

Наиболее известных проектом автоматизации является внедрение автоматического движения электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце на уровне УА3/УА4. Его совместно реализуют РЖД, НИИАС и «Уральские локомотивы» (входят в СТМ).  Решение о вводе в эксплуатацию поездов с полностью беспилотным уровнем УА4 в РЖД должны принять в 2023 году по результатам испытаний подвижного состава с соответствующей системой. Также на маневровых локомотивах РЖД проходила испытания система технического зрения Cognitive Pilot, а системой CTRL@VISION от «ТМХ Интеллектуальные Системы» планируется опционально комплектовать новые маневровые локомотивы ТЭМ23.

Дополнительно закреплены общие требования к интервальному регулированию движения поездов, что допускает тиражирование на сети подвижных блок-участков, систем управления по радиоканалу, виртуальной сцепки. «Раньше это все применялось в порядке эксперимента и опытной эксплуатации, сейчас создана нормативная база для промышленной эксплуатации. Это позволит повысить пропускные способности участков с интенсивным движением», – уточняет в комментарии замначальника отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия департамента безопасности движения РЖД Анна Танонова.

В частности, «виртуальная сцепка» позволяет сократить интервал между попутно следующими поездами с 12 до 6-8 минут за счет обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов. В апреле РЖД сообщали, что данной технологией на Восточном полигоне уже оснащены уже 710 локомотивов, а в очереди на ее внедрение находятся полигоны Свердловской и Западно-Сибирской железных дорог.

Источник: Rollingstock