Правительственная комиссия по энергетике приняла решение назначить «Интер РАО» организацией, которая будет реализовывать проект по строительству ТЭС для энергоснабжения Бодайбинского района Иркутской области. Эта электростанция необходима в том числе для расширения Восточного полигона РЖД (БАМа и Транссиба).
Об этом сообщил представитель курирующего ТЭК вице-премьера Александра Новака. Мощность ТЭС составит от 445 до 550 МВт, уточнил собеседник.
2 августа пресс-служба правительства сообщила, что по итогам заседания правкомиссии были определены технические требования для строительства новой электростанции. В релизе отмечалось, что она будет возводиться «преимущественно с использованием отечественного оборудования», сдать в эксплуатацию ее должны в 2028 г.
Конкурс на строительство электростанции планировалось провести еще в прошлом году, но он был сдвинут и прошел с 28 февраля по 1 марта 2022 г. Тогда конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок, сообщал «Системный оператор ЕЭС» (диспетчер энергосистемы РФ). Его условия предусматривали строительство ТЭС на 450-500 МВт либо ГЭС на 450 МВт. Ввод мощностей планировался на июль 2027 г.
Электростанция необходима для «покрытия прогнозируемого дефицита мощности» в Бодайбинском районе, говорит представитель Новака. Помимо расширения БАМа новые энергомощности могут потребоваться также золотодобывающему «Полюсу» с проектом «Сухой Лог» в Бодайбинском районе и Иркутской нефтяной компании (ИНК), реализующей в регионе газовый проект стоимостью 450 млрд руб. на базе Ярактинского и Марковского месторождений.
Изначально речь шла о проведении для Бодайбинского района технологически нейтрального конкурса на строительство 456 МВт. То есть инвестор мог выйти на него с любой технологией, в том числе с ВИЭ, ГЭС или с прокладкой новых энергосетей от существующей генерации. Помимо «Интер РАО» с газовой электростанцией интерес к участию в конкурсе проявляли En+ с проектом возведения Тельмамской ГЭС на реке Мамакан мощностью 450 МВт (стоимость оценивалась в $1,1-1,2 млрд) и СУЭК с угольной ТЭС.
Также в проекте могли принять участие «Росатом» с малой АЭС общей мощностью 495 МВт и «Т плюс» с ТЭС на газовых турбинах ГТЭ-170 «Силовых машин» мощностью 480 МВт или на паровых турбинах Уральского турбинного завода (УТЗ) мощностью 450 МВт, следует из презентации к заседанию правкомиссии.
Но Минэнерго предложило поставить условие строительства для Бодайбо именно тепловой генерации, отказавшись от возведения ГЭС как более технически сложного проекта с длинными сроками реализации.
Но в процессе обсуждения ситуация поменялась, говорит другой собеседник. «Интер РАО», по его словам, задавала предметные вопросы относительно сроков и техпараметров ТЭС, на которые в Минэнерго не могли ответить. «Интер РАО» была выбрана «с учетом высокой степени готовности компании к реализации проекта по строительству генобъекта», говорят в аппарате Новака. По проекту «Интер РАО» проведено предварительное ТЭО, получены бюджетные ТКП на поставку оборудования, газа и логистику, следует из документов к правкомиссии.
Компания готова реализовать один из трех вариантов: построить ТЭС мощностью 480 МВт на турбинах 6F.03 «Русских газовых турбин» (РГТ, совместное предприятие «Интер РАО» и GE), электростанцию на 460 МВт на турбинах ГТЭ-170 «Силовых машин» и ТЭС мощностью 550 МВт на турбинах MGT-70 иранской компании Mapna. Объект «Интер РАО» готова запустить в работу 1 июля 2028 г. Площадка для строительства еще не выбрана: объект может быть расположен в Иркутской области, в Якутии или Бурятии. Стройка ТЭС будет окупаться через механизм обязательных платежей потребителей оптового энергорынка.
Ранее эксперты «ВТБ капитала» оценивали капзатраты на возведение ТЭС мощностью 450 МВт в 60-65 млрд руб. Но теперь, по оценкам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, они вырастут на 20-30% и составят порядка 72-85 млрд руб. «Многие зарубежные компоненты турбин и оборудования теперь придется закупать через посредников с наценками либо делать самостоятельно», – поясняет он. Ежегодные платежи с энергорынка в пользу новой ТЭС составят, по его оценкам, 17-21 млрд руб.
«Назначение «Интер РАО» (инвестором) в ситуации околомобилизационной экономики логично, поскольку госкомпании поручается оперативно реализовать важный инфраструктурный проект», – говорит Гришунин. Он добавляет, что турбины для ТЭС, вероятно, будут отечественными: либо от Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха» (модель ГТД-110), либо ГТЭ-170 или ГТЭ-65 от «Силовых машин».
Независимый эксперт по энергетике Юрий Мельников отмечает, что назначать исполнителем строительства в Бодайбо «Интер РАО» без конкурса имело смысл только если у компании есть «твердая договоренность о поставках турбин 6F.03 и на последующий их сервис с РГТ». Тогда компания, по его мнению, могла бы повторить проект Прегольской ТЭС (Калининградская обл.) «с поправкой на регион и смену поставщиков выпадающего из-за ограничений оборудования». «Если со стороны РГТ таких гарантий нет – то преимущества «Интер РАО» перед конкурентами не совсем очевидны», – добавляет он.
Источник: Ведомости