data-caption= data-caption= data-caption=
Состоялось совещание по вопросу формирования предложений по балльной оценке локализации грузовых вагонов

Вагоны

В режиме видеоконференции в Некоммерческом партнерстве «Объединение производителей железнодорожной техники» (далее – НП «ОПЖТ») 22 октября 2020 г. состоялось совещание по вопросу формирования предложений по балльной оценке уровня локализации грузовых вагонов под председательством президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича.

Участие в заседании приняли: вице-президент НП «ОПЖТ» Сергей Калетин и более 20 представителей от 11 организаций из числа производителей, научных и инженерных организаций, операторов грузовых вагонов.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович проинформировал участников совещания о решениях, принятых на совещании у заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Александра Морозова, по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 в части формирования балльной системы оценки уровня локализации подвижного состава.

В ходе совещания были заслушаны мнения участников по принципам и возможным методам начисления баллов по компонентам, входящим в производимую продукцию.

Предложения членов НП «ОПЖТ» по балльной оценке локализации грузовых вагонов будут направлены в Минпромторг России.

Справочно:

О методических подходах к расчету уровня локализации продукции железнодорожного машиностроения

В 2015 году в связи с обострением мировой политической и экономической обстановки Правительством РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, включавший в себя комплекс мер в отношении системообразующих предприятий. Одним из ключевых направлений стала поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых товаров, в том числе высокотехнологичных [1]. Особую актуальность в этих условиях обрели вопросы определения уровня локализации производства того или иного вида продукции на территории России, в частности для железнодорожной техники.

Предпосылки разработки Методических подходов расчета уровня локализации продукции железнодорожного машиностроения

С целью исполнения Плана, утвержденного Правительством РФ, ОАО «РЖД» приняло программу импортозамещения закупаемой для нужд компании продукции, в рамках которой одним из условий сотрудничества с иностранными поставщиками стало постепенное доведение степени локализации производства железнодорожной продукции в России до 80%. Для обеспечения реализации программы холдингом также была разработана собственная методика определения уровня локализации, однако его расчет, проводимый в рамках данной методики, не носил характер окончательного [2]. Так, в соответствии с п. 1.3 данной методики на ее основании должны быть разработаны методики определения уровня локализации для групп товаров в разрезе структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», учитывающие специфику и номенклатуру продукции, закупаемой для конкретного хозяйства, а также закрепляющие регламент определения уровня локализации и формирования требований к поставщикам.

В настоящее время в нормативно-правовой базе РФ отсутствует единый и утвержденный на федеральном уровне документ по оценке и определению уровня локализации продукции транспортного машиностроения. ИПЕМ счел целесообразным восполнить данный пробел и разработал собственные методические подходы проведения таких работ.

В процессе формирования базиса для оценки уровня локализации производства железнодорожной техники были проанализированы российские методики, разработанные для отраслей железнодорожного машиностроения (методика ОАО «РЖД») [2], автомобилестроения [3], станкостроения [4], электротехнической [5] и телекоммуникационной отраслей [6].

Методика ОАО «РЖД»

В рамках данной методики расчет уровня локализации проводится по формуле:

 

где Bi – среднестатистический расчетный удельный вес технологической операции (B1, B2, B3) в структуре трудоемкости производства продукции;

МЗiOT – материальные затраты отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

ТЗiOT – расходы на оплату труда в отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

ИЗiOT – расходы на НИОКР и ОКР, приобретение патентов, ноу-хау и т. д. отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

CiОБЩ – общая сумма материальных и трудовых затрат и расходов на НИОКР и ОКР, приобретение патентов, ноу-хау и т. д. отдельной технологической операции (B1, B2, B3). Под технологическими операциями B1, B2, B3 понимаются следующие процессы:

  • изготовление основных компонентов, модулей и элементов продукции (В1);
  • их монтаж и сборка (В2);
  • программирование, функциональное тестирование и проверка работоспособности продукции (В3).

Таким образом, методика ОАО «РЖД» учитывает как долю комплектующих, материалов и работ, произведенных/выполненных на территории РФ в рамках выпуска анализируемой продукции, так и долю затрат на научные исследования и разработки, осуществленные для запуска ее производства.