Инженеры технологического института короля Монгкута KMITL планируют в следующем году закончить создание прототипа пассажирского вагона. Заявляется, что он будет состоять на 40% из комплектующих, произведенных местными компаниями, что сделает его на 30% дешевле импортных аналогов. При этом большего уровня локализации не удается достичь из-за отсутствия в стране компетенций по выпуску высокотехнологичных деталей.
Производство пассажирских вагонов в Таиланде остановилось почти 40 лет назад: в 1983 их производство прекратил завод Makkasan, принадлежащий национальному перевозчику SRT. Тогда данное решение было мотивировано желанием правительства страны закупать подвижной у иностранных компаний состав из-за его более низкой стоимости.
Однако политика в отношении производства на территории Таиланда изменилась. Так, сейчас действует программа министерства транспорта страны, направленная на повышение доли комплектующих местной сборки в общественном транспорте. По словам заместителя директора SRT Сирипонга Прутипана, проект по созданию первого пассажирского вагона реализуется в рамках данной госпрограммы, его стоимость составляет 32 млн тайских бат ($901,1 тыс.). Финансирование осуществляется из двух источников: 25 млн тайских бат ($704 тыс.) предоставило управление программами повышения национальной конкурентоспособности PMUC, остальные средства были получены от совместного предприятия Sinogen – Pin Petch.
Прототип пассажирского вагона собирается на предприятии в провинции Чонбури. В нем будет 25 сидячих мест, которые разделят на два класса обслуживания: 8 мест класса «суперлюкс» и 17 мест класса «люкс». Сирипонг Прутипан сравнивает их с классами обслуживания в самолете. По его словам, «суперлюкс» будет эквивалентен местам первого класса (одиночным капсулам), «люкс» – местам бизнес-класса. Вагон будет рассчитан на эксплуатацию с максимальной скоростью 120 км/ч. Его планируется оснастить информационно-развлекательной системой на базе 5G и системой очистки воздуха с ультрафиолетом.
На текущий момент закончена сборка корпуса вагона. Полностью изготовить прототип планируют в 2023 году, после чего он должен пройти испытания для подтверждения соответствия международным стандартам безопасности, которые займут около 6 месяцев. SRT рассчитывает, что первый вагон будет введен в эксплуатацию к концу следующего года.
О необходимости развития собственных компетенций по производству подвижного состава еще в 2019 году высказалось министерство промышленности Таиланда. Оно предложило к 2022 году включить в госзакупки обязательное требование, предусматривающее финальную сборку рельсовых транспортных средств на территории страны. К 2024 году должно быть добавлено условие об обязательном использовании комплектующих местного производства: их доля должна составлять не менее 40% от стоимости подвижного состава. К 2025 году все ключевые компоненты подвижного состава, включая кузов, тележку, тормозную системы, должны быть локализованы в стране. Ожидается, что это позволит сэкономить около 18 млрд тайских бат (около $510 млн) в случае приобретения 1 тыс. вагонов моторвагонного подвижного состава и снизить расходы на их техническое обслуживание на 4,3 млрд тайских бат ($121 млн).
Кроме этого, в 2021 году министерство транспорта страны поручило департаменту железных дорог DRT и SRT до 2024 года разработать программу по закупкам и организации собственного производства аккумуляторных локомотивов. На начальном этапе прорабатывается возможность перевода четырех тепловозов производства Alstom и GE на аккумуляторную тягу. Предполагается, что в следующем году должна начаться опытная эксплуатация модернизированных локомотивов. В рамках развития данного направления в середине июля в страну был отправлен аккумуляторный локомотив CRRC, заказанный тайской энергетической компанией EA. CRRC заявляет, что локомотив для EA может водить грузовые составы массой 2,5 тыс. т со скоростью 70 км/ч или пассажирские массой 1 тыс. т со скоростью 100 км/ч.
Источник: rollingstock