data-caption= data-caption= data-caption=
Ставки предоставления вагонов под перевозку грузов продолжают снижаться

Перевозки

 

Ставки предоставления вагонов под перевозку грузов с начала 2022 г. снижаются, в отдельных случаях ниже 1000 руб. за вагон в сутки, сообщил представитель ФАС. По данным мониторинга службы, в самом массовом сегменте – полувагонов с января по август цена аренды упала на 28%, достигнув 31 коп. на тонно-километр (ткм), и продолжает снижаться, добавил он. «Отдельные грузоотправители снизили ставки на спотовом рынке в 2 раза, и в отдельных случаях она опустилась ниже 1000 руб. за вагон в сутки», – говорит собеседник.

По данным ежемесячного исследования «Ставки и грузовые вагоны» журнала «РЖД-Партнер», диапазон ставок аренды на полувагоны в июне составлял от 1000 до 2000 руб./сутки, что на 23% меньше, чем в мае 2022 г., на 40-футовые фитинговые платформы для перевозки контейнеров – 1000-1300 руб. (-15%), на 60-футовые платформы – 900-1400 руб. (-17%), 80-футовые – 1300-1600 руб. (-13%). Ставки аренды хопперов-зерновозов не изменились – 1200-1500 руб./сутки.

В ФАС снижение ставок связывают в том числе с падением цен на металл. «Это влияет на стоимость железнодорожных колес и крупного вагонного литья (боковые рамы, надрессорные балки и проч.), а также других деталей для производства и ремонта вагонов», – говорит представитель службы. Мировые цены на сталь с начала года действительно интенсивно падают. Цены на различные виды стальной продукции в России, по данным отраслевого издания «Металлоснабжение и сбыт», упали на 16-33%.

Но участники рынка и эксперты называют другие причины падения ставок. Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук говорит, что такая тенденция в первую очередь связана с профицитом парка. Ставка в 1000 руб. за вагон в сутки экстремально низкая и, по словам эксперта, может расцениваться как «исключение из общей рыночной ситуации». «Такая низкая ставка может быть связана с удобной логистикой конкретного обратного рейса», – пояснил он.

В мае и июне 2022-го оборот вагонов вырос на 2–3 суток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это существенно увеличило потребный парк для перевозок, нивелировав намечающийся профицит парка по причине снижения объема перевозок. Для полувагонов, по расчетам ИПЕМ, рост оборота на 1 сутки означает 30 тыс. дополнительных вагонов.

По данным «Infoline-аналитики», по долгосрочным контрактам доходность выше 2000 руб. за вагон в сутки. «Хотя некоторые операторы с простаивающим парком уже готовы на спотовом рынке предлагать перевозки с доходностью до 1000 руб. за вагон», – признает гендиректор агентства Михаил Бурмистров. По его словам, с марта перевозки и грузооборот в полувагонах снижались, что обусловило увеличение незадействованного вагонного парка. «К июню он вырос до 33 500 единиц, это 5,5% от общего числа вагонов на сети РЖД без учета полувагонов, заблокированных на Украине», – говорит Бурмистров. Еще в декабре 2021 г. количество невостребованных вагонов не превышало 1,6%.

Спрос на полувагоны, по словам источника в крупной операторской компании, уменьшается из-за снижения погрузки клиентов на фоне проблем с логистикой. «В первую очередь наблюдается падение в перевозках угля. Это основной груз на сети РЖД. Если он активно едет на экспорт, то ставки на полувагоны растут, если падает, то и ставки снижаются», – поясняет он.

В июле снижение погрузки угля составило 8% год к году до 27,5 млн тонн, тогда как в июне падение составляло 12% до 26,9 млн тонн. В августе после вступления в силу запрета на экспорт угля в ЕС профицит вагонов, по мнению Бурмистрова, продолжит расти, а уровень арендных ставок и доходности оперирования будут снижаться.

Снижение цен на металл, по словам экспертов, наименьшим образом влияет на ставки аренды вагонов. Цены на запчасти и ремонт вагонов не падают вслед за снижением стоимости продукции металлургов, утверждают собеседники. Стоимость плановых и текущих ремонтов подвижного состава и запасных частей в I квартале 2022 г. выросла, говорит Бурмистров. Средние цены плановых ремонтов вагонов, по его данным, выросли на 10%, ремонты колесных пар подорожали на 11-13%, а сами колеса – на 15%.

Данные «РЖД-Партнера» говорят о том, что в мае – июне цены на комплектующие и ремонт существенно не менялись. Комплект рам и балок для вагонов стоил в мае и июне от 83 000 до 90 000 руб. в зависимости от производителя. Капремонт вагона в ВРК-1 («дочка» РЖД) в мае и июне также не дорожал – 140 000 руб., в Новой вагоноремонтной компании (НВРК) – 150 000 руб.; деповской ремонт в ВРК-1 стоил 90 000 руб., в НВРК – от 92 240 до 154 180 руб., в «ОМК Стальной путь» – 100 000 руб. Также не изменились текущие затраты на содержание и ремонт грузовых вагонов: для полувагонов они составляли 725 руб./сутки, хопперов-зерновозов – 466 руб./сутки, фитинговых платформ – 684 руб./сутки.

«Крупнейшие производители и поставщики комплектующих для железнодорожной техники ограничивают рост поставок, чтобы не стимулировать профицит и резкое снижение цен в условиях, когда объемы производства и ремонта подвижного состава снизились», – считает Бурмистров.

Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин говорит, что снижение цен на металл прежде всего повлияло на стоимость новых вагонов и деталей (в частности, стоимость боковых рам надрессорных балок снизилась в среднем на 15%). «Но в ремонтах в основном используются подержанные детали, за исключением дисков колесных пар, которые не подешевели. На рынке б/у запчастей снижения не произошло», – говорит Семенкин.

Он добавляет, что сейчас доходность операторов вагонов остается приемлемой, поскольку август и сентябрь – месяцы самой высокой погрузки на сети РЖД и спрос на вагоны высок. Значительное ухудшение ситуации он прогнозирует к ноябрю. Как поясняет Семенкин, профицит парка начнет расти, операторы начнут отставлять невостребованные вагоны и в результате ставки аренды «сначала будут зафиксированы на текущем уровне, но потом начнут увеличиваться».

Источник: Ведомости