Премьер Михаил Мишустин поручит Минтрансу, ОАО РЖД и Ростуризму изучить возможность распространения внутренней чартерной авиапрограммы на путешествия железнодорожным транспортом.
«Запуск программы чартерных перевозок в стране совершенно по-другому дал возможность формировать те самые пакетные туры и возможности привлечения людей в самые заповедные места нашей страны,— цитирует господина Мишустина "Интерфакс".— Что касается железнодорожных перевозок, идея очень интересная. Я поручу министру транспорта вместе с ОАО РЖД и Зариной Валерьевной (Догузовой, главой Ростуризма) посмотреть, как мы можем проработать этот механизм».
Авиационные чартерные перевозки внутри страны субсидируются. Как подчеркнул Михаил Мишустин, на субсидии в трехлетнем бюджете предусмотрено свыше 1 млрд руб. В июле Ростуризм сообщал, что предлагает расширение программы поддержки, в том числе на регулярное авиационное и железнодорожное сообщение.
В ОАО РЖД сообщили, что принимают активное участие в выработке комплекса мер, направленных на снижение стоимости отдыха граждан на территории РФ, «и готовы предметно обсуждать назначение чартерных поездов в рамках заявок представителей туристических сообществ и сбалансированности графика движения поездов». Это позволит повысить доступность железнодорожного транспорта для населения РФ, в том числе за счет снижения стоимости туристических продуктов, добавляют в монополии. Кроме того, отмечают там, появится возможность реализации различных адресных программ, например предоставление льгот на билеты по программе «Семейный туризм».
В железнодорожной отрасли чартер в его авиационном прочтении, то есть назначение нового транспортного средства по востребованному маршруту, реализовать непросто.
Как пояснял глава «Гранд Сервис Экспресса» (оператор перевозок в Крым) Александр Ганов, перевозчик не может добавить новый поезд вне утвержденного на год графика, «даже видя, что спрос на какие-то даты пиковый», без корректировки графика движения других поездов.
Глава Союза пассажиров Кирилл Янков соглашается, что в отношении железнодорожного сообщения реализовать чартерную программу сложнее, чем в авиации.
Он отмечает, что чартерные перевозки железной дорогой существуют и сегодня — это поезда, перевозящие школьников к местам отдыха, однако насколько такой вариант будет интересен взрослым пассажирам, которые предпочитают туристические поезда, делающие несколько остановок,— вопрос.
Также для чартерных перевозок нужно найти вагоны, а в пиковый сезон все они поставлены на линию, и нитки графика.
У железнодорожников обычно есть резервные нитки графика для разовых перевозок, отмечает господин Янков, однако лучшие нитки уже задействованы под регулярные маршруты, например поезд Москва—Сочи, который идет чуть менее суток, и чартерным пассажирам придется довольствоваться гораздо более медленным движением. К тому же, добавляет эксперт, есть проблема организации стыковки с автобусами, которые могут быть не привязаны к поездам.
Субсидирование части стоимости железнодорожных билетов сейчас имеет смысл, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, в первую очередь в свете растущего турпотока на юг РФ в условиях отсутствия перспектив возобновления работы ряда аэропортов в этом году. С учетом недавнего происшествия на аэродроме в Крыму высока вероятность того, что список закрытых аэропортов может быть расширен.
Что касается выкупа целых поездов туроператорами, по мнению эксперта, важно отметить, что у ОАО РЖД, в отличие от авиаперевозчиков, крайне гуманная система возврата билетов плюс довольно большая доля субсидируемого сегмента (перевозки в общих и плацкартных вагонах), так что возникает вопрос, способны ли будут туроператоры предложить клиентам сходные комфортные условия.
Источник: Коммерсантъ