Генеральный директор Transnet - национального грузового перевозчика ЮАР - Портия Дерби, в рамках презентации финансовых результатов Transnet за 2021 год сообщила, что новый конкурс будет объявлен в августе. Это стало возможным после судебного решения об остановке действия контрактов на поставку 1064 локомотивов (599 электровозов и 465 тепловозов), заключенных в 2014 году с CNR и CSR (объединились в компанию CRRC в 2015 году), GE (локомотивостроительные активы вошли в состав Wabtec в 2019 году) и Bombardier Transportation (была поглощена Alstom в 2021 году).
Поставки подвижного состава прекратились еще в 2019 году после начала антикоррупционного расследования деятельности Джейкоба Зумы (президента ЮАР в 2009-2018 годах), его деловых партнеров и предыдущего руководства Transnet. Зума обвиняется во множественных случаях мошенничества и отмывания денег, а CRRC – в участии в коррупционной схеме в рамках контрактов на поставку локомотивов. В марте прошлого года перевозчик и специальное следственное подразделение правительства ЮАР (SIU) подали иск в Верховный суд страны о расторжении всех четырех контрактов. Как утверждала Transnet, CNR и CSR платили взятки, а GE и Bombardier Transportation не могли не знать, что тендерный процесс и последующие заключенные контракты были незаконными.
Дерби говорит, что изначально национальный перевозчик планировал начать сбор предложений в июле, но срок был сдвинут, чтобы гарантировать устранение различных юридических вопросов с Alstom и CRRC. В то же время с Wabtec соглашение о возмещении производителем ущерба по контракту было достигнуто еще в апреле. Объем будущего тендера пока остается неизвестным, однако ранее Дерби говорила о необходимости закупки 400 локомотивов. Анонсированный конкурс рассматривается как часть стратегии, направленной на увеличение объема грузов, перевозимых по железной дороге в Южной Африке. Дерби подчеркнула, что будут предприняты все усилия, чтобы избежать коррупции, а также ошибок, связанных с прошлым конкурсом, включая отсутствие унификации подвижного состава у разных производителей.
На текущий момент в парке Transnet находятся более 1,8 тыс. локомотивов и 64,3 тыс. грузовых вагонов. Стоит отметить, что около трети этих локомотивов поставлены перевозчику в рамках контрактов 2014 года. Из четырех производителей только GE полностью выполнила свои обязательства, поставив 233 заказанных тепловозов. В свою очередь две компании, входящие в CRRC, отправили Transnet 260 электровозов и 22 тепловоза (было заказано 359 электровозов и 232 тепловоза), а Bombardier Transportation – 68 электровозов из 240.
По словам Дерби, сейчас Transnet не может эксплуатировать около 300 локомотивов CRRC, то есть всю поставленную производителем партию. Это связано с тем, что после первой приостановки контрактов в 2019 году компания отказалась поставлять перевозчику запасные части. На этой неделе Transnet подала заявление в Верховный суд, в котором она добивается вынесения решения, обязывающего CRRC произвести запасные части и компоненты, необходимые для возвращения в эксплуатацию 53 электровозов класса 20Е и 67 электровозов класса 21Е.
Ранее судебная комиссия по расследованию утверждений о захвате государства выявила масштабную схему по отмыванию денег из Transnet в рамках контрактов на поставку 591 локомотива CNR и CSR. Комиссия определила, что Transnet необоснованно увеличила стоимость общего тендера на 1064 локомотива тендера с 38,6 млрд рандов ($3,5 млрд) до 54,4 млрд рандов ($5 млрд), чтобы затем получить деньги в виде откатов от китайских компаний. В рамках дела британская расследовательская группа Shadow World Investigations представила доказательства того, что CRRC перевела откаты оффшорным компаниям, связанным с индийской семьей Гупта, близкой к Джейкобу Зуме, на общую сумму 6 млрд рандов ($553,8 млн). Откаты были официально оформлены как оплата консультационных услуг.
По данным комиссии, всего CRRC планировала направить 21% от стоимости своих контрактов (около 9 млрд рандов, $830 млн) подставным компаниям, связанным с Гуптой. Взамен Transnet пошла на ряд нарушений, в том числе повысила стоимость тендера без одобрения правительства, предпочла более высокое по цене предложение CRRC, выплатила ей чрезмерно высокие авансовые платежи, не проконтролировала соблюдение требования о выплате обязательного сбора за участие в тендере. Также отмечается, что еще до объявления победителей конкурса заявку CSR должну были аннулировать из-за несоответствия требуемому баллу в рамках действующей в ЮАР программы по расширению экономических возможностей чернокожего населения.
Комментируя расследование, CRRC заявила, что обвинения в коррупции были частью «хорошо спланированной и незаконной кампании группы государственных органов по оказанию давления на заявителя для достижения соглашения с Transnet». В июле суд отклонил иск CRRC к налоговой службе ЮАР, в котором производитель просил разморозить 4,2 млрд рандов ($252,1 млн) на его счетах в нескольких банках, находящихся в стране. SIU считает, что эти средства являются доходом от незаконной деятельности и должны быть конфискованы в пользу государства.
Источник: Rollingstock