Объем одобренного Фондом развития промышленности (ФРП) льготного займа Челябинскому кузнечно-прессовому заводу (ЧКПЗ) составляет 949 млн рублей. Запуск производства подшипников для разных сфер машиностроения (вагоностроение, автомобилестроение и др.) планируется в 2023 году. Завод намерен ежегодно производить до 75 тыс. двухрядных конических подшипников кассетного типа для букс грузовых вагонов.
Как ранее заявлял директор предприятия Андрей Гартунг, общий объем инвестиций в проект должен составить 1,3 млрд руб. Предполагается, что до 2027 года будут выпущены 2,4 млн подшипников, а объем выручки в этот срок оценивается в 15,2 млрд рублей. Ранее ЧКПЗ уже освоил раскатку и обработку металла для подшипников, а также внедрил оборудование для производства внешних и внутренних колец. Как говорил Гартунг, предприятие теперь планирует освоить выпуск роликов и сепараторов.
ФРП отмечает, что компоненты на ЧКПЗ будут производиться из отечественных комплектующих, а локализация подшипников должна составить 99%. Ранее, в конце 2021 года, под условие 100% локализации производства подшипников Минпромторг России заключил специальные инвестиционные контракты (СПИК) с шведской SKF и «ЕПК-Бренко» (совместное предприятие американской Amsted Rail и российской ЕПК). В то же время оба иностранных инвестора (а также еще один игрок – американская Timken) заявили об уходе из России на фоне санкционного давления из-за ситуации на Украине.
Недостаточная локализация производства кассетных буксовых подшипников ударила по работе вагоностроительных предприятий. Так, на 2,5 месяца с середины мая останавливал производство крупнейший вагоностроитель России – Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) с площадками «Тихвинхиммаш» и «Тихвинспецмаш» (все входят в ОВК), указывая проблемы с поставками подшипников как одну из причин такого решения. С августа производство в Тихвине начало возобновляться. «В августе запланирована поставка полувагонов, хопперов, лесовозов российским заказчикам и фитинговых платформ на экспорт», — отмечали в ОВК. В середине этого месяца предприятие также сообщило о переналадке линии под новый заказ – производство хопперов-минераловозов. В начале июня контрактная база ОВК включала заказ на более 20 тыс. вагонов, а по итогам ПМЭФ портфель заказов производителя вырос еще более чем на 30%.
В РЖД также ожидают, что полностью импортозамещенный кассетный подшипник будет выпущен на мощностях «СКФ Тверь» к концу 2022 года. Это предприятие перешло в состав новой компании «ТЕК-КОМ», которой владеет бывший глава SKF в России Алексей Шулепов. В июне «ТЕК-КОМ» подписала соглашение с правительством Тверской области о продолжении реализации специального инвестиционного контракта вместо SKF. Компания уже запустила официальный сайт, однако номенклатура предлагаемой продукции на текущий момент на нем отсутствует, заявок на проведение испытаний подшипников из Тверской области в реестре РС ФЖТ пока не публиковалось. Публичной информации о дальнейшей реализации СПИК с другим игроком — «ЕПК-Бренко» — на данный момент нет, заявок на испытания из Саратовской области, где находится производство, не поступало, нидерландская Amsted Rail – EPK Bearing B.V. продолжает владеть компанией на 100%.
Источник: Rollingstock