data-caption= data-caption= data-caption=
Рост внутренних перевозок лесных грузов и нехарактерные особенности в железнодорожном экспорте по итогам 9 месяцев 2020 года

Перевозки

По данным аналитического центра «ТрансЛес», по итогам 9 мес. 2000 г. рынок демонстрирует тенденции к восстановлению объемов, несмотря на то, что некоторые сегменты все еще испытывают влияние карантинных ограничений. Долгосрочные рыночные тренды, сложившиеся еще до пандемии, — рост внутренних перевозок и планомерное сокращение экспортных поставок круглого леса — продолжают оставаться неизменными, что создает устойчивую платформу для дальнейшего функционирования этих сегментов рынка железнодорожных перевозок лесных грузов.

Рост внутренних перевозок лесных грузов и нехарактерные особенности в железнодорожном экспорте по итогам 9 месяцев 2020 года

Общий объем перевозок

Большая часть погрузки лесных грузов по сети «РЖД» за 9 мес. 2020 г. приходится на необработанную древесину и пиломатериалы и составляет 88 % объемов перевозок. 7 % занимают ДСП, ДВП и фанера, 5 % — щепа и пеллеты. Объем перевезенных лесных грузов, включая контейнерные перевозки, за указанный период снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 1 % благодаря положительным тенденциям 3-го квартала, когда погрузка выросла год к году на 4 % до 12,6 млн тонн.

Внутренние перевозки

Внутренние перевозки по итогам 9 мес. 2020 г. показали рост в нескольких сегментах. Так, объем перевезенной необработанной древесины вырос на 6 % год к году и составил 14 млн тонн. Наибольший объем, или 6 млн тонн, пришёлся на балансовую древесину — её погрузка увеличилась на 7 %, что объясняется сопоставимым ростом производства российской целлюлозно-бумажной продукции. Поставки пиловочника выросли на 10 % до 4 млн т. Объемы перевозки фанерного кряжа и сырья для производства ДСП и МДФ выросли год к году на 1 % до 3,8 млн т.

Увеличение внутренних объемов даже в условиях замедления деловой активности в мировом масштабе позволяет говорить об уже сложившихся предпосылках к изменению структуры спроса и росту потребления лесного сырья внутри страны. Отечественный лесопромышленный комплекс постепенно выходит на новый уровень возможностей через масштабные инвестиции в основной капитал предприятий по обработке древесины, государственные механизмы поддержки приоритетных инвестиционных проектов, программы по компенсации части транспортных затрат для экспортеров готовой продукции. Созданные условия позволяют говорить о перспективном тренде роста производства целлюлозно-бумажной продукции, фанеры, картона, древесных плит, пеллет. Для обеспечения растущего производства будет повышаться и спрос на внутренние перевозки лесного сырья.

Экспортные перевозки лесных грузов и продукции целлюлозно-бумажной продукции (ЦБП)

Действие государственных мер по стимулированию производства продукции с высокой добавленной стоимостью способствует планомерному снижению экспортных перевозок круглого леса с конца 2000-х годов. В рамках тренда и в условиях карантинных ограничений этого года экспортные перевозки необработанной древесины снизились за 9 мес. 2020 г. на 6 % до 21,3 млн т год к году. Ожидается, что запланированные и уже реализованные формы государственного содействия: субсидирование, поддержка выхода на внешние рынки и т.д., будут способствовать увеличению объемов экспорта лесной продукции высокой степени переработки. Так, за 9 мес. экспортные перевозки продукции ЦБП выросли на 12 % до 4,3 млн т год к году, фанеры и шпона — на 8 % до 0,9 млн т.

Под влиянием теплой зимы и карантинных мер в сегменте экспорта круглого леса наблюдались нехарактерные особенности. Так, Финляндия увеличила объем импорта необработанной древесины по железной дороге до 2,9 млн т, рост на 20 % год к году, за счет переориентации перевозок с автомобильного транспорта.

Экспортные перевозки пиломатериалов, которые ранее находились в долгосрочном векторе роста, подверглись коррекции на 8 % до 11,7 млн т, что также относится к нехарактерным особенностям и обусловлено пандемией. Тем не менее, рост сохраняется по ряду стран: экспорт пиломатериалов в Среднюю Азию вырос на 4 % год к году до 1,6 млн т, в Азербайджан и Иран — на 12 % до 0,6 млн т. Значительный рост в процентном выражении при незначительных долях рынка демонстрируют Афганистан, Бельгия, Беларусь, Вьетнам, Нидерланды, Таиланд.

Усиление конкуренции за китайский рынок

В направлении Китая — основного мирового импортера древесины — растет уровень конкуренции между экспортерами, поскольку за 8 месяцев этого года, по данным таможенной статистики, КНР снизила общий объем импорта круглого леса и пиломатериалов всеми видами транспорта на 10 % год к году до 59 млн м куб. Помимо этого существует большой потенциал увеличения поставок необработанной древесины из центральной Европы и Новой Зеландии. Доля России в этом объеме импорта снизилась с 28 % до 26 %.

Первенство по динамике роста объемов экспорта необработанной древесины в КНР у Германии — увеличение доли с 5 % до 14 % год к году, или 4,8 млн м куб., и Чехии — с 2,6 % до 5,6 %, или 2 млн м куб. Новая Зеландия хотя и сократила долю в импорте Китая с 30 % до 26 % в 2020 году, по-прежнему остается крупнейшим поставщиком, поставляя 9,3 млн м куб. Доля российских поставок круглого леса в КНР занимает 12,5 %, сократившись год к году на 1 п.п. до 4,5 млн м куб.

В поставках пиломатериалов на китайский рынок доля Россия снизилась на 2 п.п. год к году до 48 %, или 11, 1 млн м куб. Канада — второй импортер пиломатериалов в КНР — снизила рыночную долю на 4 п.п. до 8,9 %, или 2 млн м куб. США и Финляндия также снизили свои доли в китайском импорте. При этом произошло увеличение экспорта в Китай из Германии на 29 %, доля увеличилась на 1 п.п. до 0,7 млн м куб., выросли поставки из Украины, Швеции, Чили.

Справка

ООО «ТрансЛес» - лидер рынка железнодорожных перевозок лесных грузов. Предоставляет комплекс услуг по транспортировке сырья и готовой продукции для предприятий ЛПК во внутрироссийском и экспортном сообщении. Оперирует самым большим парком специализированных лесовозных платформ на пространстве 1520, насчитывающим более 10 000 единиц. Входит в Группу компаний «РТК».

Группа компаний «РТК» – многопрофильный железнодорожный холдинг, лидер на рынке перевозок насыпных и лесных грузов. «РТК» входит в пятерку крупнейших независимых операторов подвижного состава в РФ по объему вагонного парка. Управляет парком из 68 000 вагонов.

РЖД-Партнер