data-caption= data-caption= data-caption=
ОАО «РЖД» продолжает работы над созданием беспилотных электропоездов

Локомотивы

 

В ОАО «РЖД» продолжается работа по созданию системы автоматического управления электропоездами на Московском центральном кольце (МЦК). Особое внимание при этом уделяется не только техническим решениям по реализации системы беспилотного подвижного состава, но и модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Специалисты научных центров и профильных подразделений компании «РЖД» ведут разработку систем, которые позволят максимально автоматизировать работу электропоезда «Ласточка» на МЦК. Новые приборы и технологии испытываются на подвижном составе ЭС2Г № 136, который предполагает работу в автономном режиме, но под контролем машиниста, готового оперативно среагировать при возникновении нештатной ситуации.

Сценарии работы

На заседании секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» заместитель генерального директора – директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павел Попов отметил, что уже разработано 39 сценариев при следовании электропоездов в автоматическом режиме на МЦК. Они прописывают работу «Ласточки» как в штатном режиме, так и в нестандартных ситуациях, в том числе при технической неисправности объектов инфраструктуры или самого подвижного состава и в случае транспортных происшествий.

Также при создании сценариев удалось определить вопросы, требующие рассмотрения с новых ракурсов. Например, были предъявлены дополнительные требования к системе обнаружения препятствий.

Сценарии станут основой единого технологического процесса организации движения в автоматическом режиме на Московском центральном кольце, разработку которого планируется завершить уже в текущем году. На их основе также подготовлен «Регламент действий оперативного персонала в плановом режиме» и инструкции по работе в аварийных и нестандартных ситуациях.

Пересмотр инструкций, которые действуют сейчас, стал необходим по двум причинам. Во-первых, они стали неактуальны из-за отсутствия машиниста на борту. Во-вторых, его отсутствие влечёт изменение всей технологии эксплуатации и обслуживания электропоездов с подключением новой профессии – машиниста-оператора.

Машинное зрение

Постоянные улучшения машинного зрения на тестовой «Ласточке» позволяют обнаруживать препятствия при низкой видимости за счёт тепловизоров и других сенсоров. Ведутся работы по обнаружению и распознаванию ручных сигналов в соответствии с ПТЭ. Для эксплуатации системы машинного зрения разрабатывается система калибровки сенсоров в депо.

По словам Павла Попова, автоматическая калибровка машинного зрения на МЦК станет первой в мире. Настройка бортовых сенсоров будет самостоятельно производиться при заезде электропоезда в депо. В настоящее время определяется периодичность проведения технического обслуживания камер, лидаров и тепловизоров, чтобы исключить получение некорректных данных и ложные срабатывания системы.

Согласованность систем

Одна из первостепенных задач при реализации автоматизированного движения электропоездов на МЦК – добиться согласованной работы всех систем, участвующих в процессе. И в особенности синхронизировть действия с центром дистанционного контроля и управления (ЦДКУ) – обязательным компонентом беспилотного транспорта, необходимым для управления движением поездов в автоматическом режиме, контролем за их эксплуатацией и техническим состоянием, а также для дистанционного управления в случае возникновения нештатных ситуаций.

В этом направлении ведётся активная работа – разрабатывается «Программно-технологический комплекс обеспечения диспетчерского управления в условиях вождения электропоездов ЭС2Г в автоматическом режиме». Он состоит из трёх частей: контроль графиков движения, управление в плановых и нештатных ситуациях.

Безопасность для пассажиров

Особое внимание уделяется обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров. С 27 мая введена в опытную эксплуатацию система СКПВП, предназначенная для обнаружения опасных ситуаций и предотвращения травмирования людей на пассажирской инфраструктуре. Система состоит из камер, стереокамер и фотоэлектрических датчиков, устанавливаемых на навесах и опорах, а также на участке ниже уровня платформы. Данное оборудование в том числе помогает осуществлять контроль за межвагонным пространством, за зоной между электропоездом и платформой, а также следит, не были ли зажаты пассажиры или их вещи дверями подвижного состава.

В ходе технологических испытаний было успешно проверено взаимодействие системы СКПВП с ЦДКУ и электропоездом. Кроме того, были отработаны такие нештатные ситуации, как, например, падение человека (манекена) между подвижным составом и платформой.

Источник: Пульт управления