Угольщики, требующие скорейшего расширения Восточного полигона, решили радикально подойти к вопросу ответственности за стройку. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев предложил забрать у ОАО РЖД полномочия по строительству Восточного полигона, оставив за ним только функции эксплуатации и ремонта. В ОАО РЖД предложение не оценили, считая, что строить на фоне настолько интенсивной эксплуатации Восточного полигона помимо него никто не сумеет.
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев предложил забрать у ОАО РЖД строительство Восточного полигона. «В связи с тем, что это (достижение плановых показателей по Восточному полигону) системно не выполняется, есть предложение… оставить ОАО РЖД только функцию эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства передать Министерству строительства РФ, у него есть все компетенции»,— сообщил он на сессии «БАМ и Транссиб: как построить быстрее» Восточного экономического форума. По мнению губернатора, «должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанные программы». Его поддержал председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов: «Одни должны эксплуатировать, другие — строить, это вещи несовместимые».
БАМ и Транссиб строит ОАО РЖД в рамках своей инвестпрограммы, управляя работами через свое дочернее ООО «РЖД-Строй». Сейчас в расширении БАМа участвуют 13,5 тыс. строителей, рассказал замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров, курирующий строительство. В нынешнем году заканчиваются работы по первому этапу расширения БАМа и Транссиба (до 144 млн тонн провозной способности).
По второму этапу, сообщил господин Макаров, инвестпрограмма выполнена на 66 млрд руб., что в два раза больше, чем годом ранее. При этом спрос на провозные способности БАМа заметно их превышает, а в нынешнем году вывоз особенно разочаровывает традиционных грузоотправителей Восточного полигона, поскольку на восток стали перенаправлять грузопотоки из северо-западных регионов, лишившихся европейских рынков сбыта. Господин Цивилев говорит, что, несмотря на то что в текущем году по поручению президента Кузбасс должен провезти в восточном направлении 58 млн тонн угля на экспорт, повезет он существенно меньше, чем в 2021 году (53 млн тонн).
В ОАО РЖД идею забрать у него строительство не поддержали. «Разделить эксплуатацию и строительство на железной дороге, когда мы строим "под колесами", когда через 15 минут после того, как мы закончили выправлять стрелку, по ней уже едет поезд,— крайне проблематичная история,— полагает Андрей Макаров, курирующий строительство.— Если у кого-то получится, я буду рад, что такие компетенции у кого-то помимо нас появились».
Клиенты ОАО РЖД отреагировали на предложение господина Цивилева спокойно. «Я не согласен с историей передать Минстрою стройку: пусть ОАО РЖД строит»,— сказал основной акционер ГК «Дело» Сергей Шишкарев. Он считает, что монополии следует сосредоточиться на развитии инфраструктуры, а не заниматься участием в коммерческих вопросах. По словам директора по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирины Ольховской, вопрос не в том, кто строит, а как строят, и нужно строить эффективно.
Источник: Коммерсантъ