data-caption= data-caption= data-caption=
Для лесных грузов нужны новые транспортные коридоры

Перевозки

 

На полях Восточного экономического форума прошла сессия «Лес: от сырья к конечному продукту». В ходе дискуссии представители правительства, бизнеса и ОАО «РЖД» обсудили развитие лесопромышленного комплекса в современных реалиях. Одной из центральных тем стала транспортировка леса и пиломатериалов на экспорт. 

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило отметил, что в текущем году количество грузоотправителей, отгружающих лесопродукцию на восток, удвоилось. При этом наблюдается увеличение доли пиломатериалов в общем объёме экспортных перевозок продукции лесопромышленного комплекса. С начала года доля составила уже 64%, и тенденция к её росту будет укрепляться. 

Также существенно выросли объёмы завоза сырья на деревообрабатывающие предприятия Восточной Сибири и Дальнего Востока. Что также даёт предпосылки к росту сбыта более дорогостоящей товарной лесопродукции – как за рубеж, так и на внутренний рынок.

Увеличить перевозки лесных грузов позволяет расширение провозных мощностей Восточного полигона. При этом отдельное внимание сосредоточено на модернизации инфраструктуры и увеличении пропускной способности на пограничных переходах. Для этих проектов холдинг уже выделил финансирование и реализует ряд проектов.

«Однако при высоком спросе на перевозки в Китай мощности пограничных пунктов пропуска остаются недозагруженными. Так, если на Забайкальском пограничном переходе у нас есть договорённость с китайскими партнёрами на передачу 22 поездов в сутки, то по факту они принимают около 13 поездов», – сказал Алексей Шило.

Сегодня основная конкуренция экспортных объёмов грузов наблюдается не по номенклатуре груза на железной дороге (уголь – лес), а между самими деревообрабатывающими компаниями – отправителями, считает начальник ЦФТО. Холдинг не может передать больше поездов с лесными грузами, чем согласовано с китайской стороной. Так, по данным ОАО «РЖД», по Забайкальску на сентябрь объёмы поданных заявок превышают в 9,2 раза, по Гродеково – в 15,4 раза.

Выходом из сложившейся ситуации Алексей Шило предложил диверсификацию поставок лесоматериалов через порты Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна, задействование транспортного коридора Север – Юг и открытие новых мультимодальных маршрутов с использованием речного транспорта на Дальнем Востоке страны.

Ещё одним из решений вопроса может стать контейнеризация пиломатериалов. «Со стороны КНР сохраняются ковидные ограничения, по этой причине использование контейнеров более перспективно. Китайская сторона более лояльна настроена на приём контейнеров и их обработку на своей инфраструктуре», – подытожил он.

В ходе сессии заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров отметил качественную работу ОАО «РЖД» по переориентации грузов и логистических потоков с запада на восток страны и увеличению числа пограничных пунктов пропуска для транспортировки пиломатериалов в КНР.

По мнению заместителя генерального директора ПАО «Архангельский ЦБК» Николая Кротова, кризис существенно изменил конфигурацию рынка традиционных продуктов. Разворот товаров на восток привёл компанию к логистическим проблемам. Если ранее, до ухода крупных иностранных морских операторов, большая часть товаров ЦБК отправлялась по морю, то теперь пришлось переориентироваться на железнодорожные, автомобильные, речные перевозки.

«После пандемии COVID-19 в Китае оживает спрос на продукцию деревообработки российских предприятий, – сообщил генеральный директор ООО «Восточная торговая компания» Василий Ганченко. – Однако основной проблемой остаётся доставка продукции до покупателя. Компании – производители пиломатериалов готовы выйти на гораздо большие объёмы продукции, но нет возможности её доставить».

Источник: Гудок