Бакинская декларация о развитии международного транспортного коридора "Север - Юг" подписана по итогам первой трехсторонней встречи между Азербайджаном, Россией и Ираном.
В документе, подписанным заместителем премьер-министра Азербайджана Шахином Мустафаевым, заместителем председателя правительства России Алексеем Новаком и министром дорог и градостроительства Ирана Рустамом Гасеми, стороны договорились активизировать совместные усилия для развития транспортного коридора "Север - Юг". В частности, "подчеркивается важность будущих обсуждений, связанных с завершением строительства и сдачей в эксплуатацию железнодорожной ветки Решт (Иран) - Астара (Иран)". Проект соглашения по строительству этой ветки будет подготовлен в течение месяца, а конкретные переговоры по ее запуску планируется начать до конца 2022 года.
"Стороны подтверждают свои намерения по облегчению погранично-пропускных процедур и расширению взаимодействия соответствующих органов Азербайджана, России и Ирана в этом направлении. Кроме того, стороны будут прилагать усилия для разблокирования всех экономических и транспортных связей в регионе, в том числе путем создания новых коммуникаций", - говорится в документе.
Ранее в пятницу в Баку прошла первая трехсторонняя встреча по вопросу развития международного транспортного коридора "Север - Юг". Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора "Север - Юг" было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.
Что надо сделать для полноценного запуска МТК "Север - Юг":
• упростить таможенные процедуры, создав удобный сервис с точки зрения госконтроля и документооборота;
• достроить участок железной дороги на территории Ирана (Решт - Астара), сделав непрерывную магистраль без необходимости перевалки на автотранспорт;
• подготовить иранскую портовую инфраструктуру.
Источник: ТАСС