data-caption= data-caption= data-caption=
Siemens и Deutsche Bahn запустили поезда с уровнем автоматизации движения GoA2

Движение поездов

 

На участке городской железной дороги Гамбурга S-Bahn протяженностью 23 км с развернутой сетью 5G началась коммерческая эксплуатация парка из четырех 3-вагонных электропоездов в режиме GoA2 с автоматическим троганием с места, разгоном, торможением и остановкой. При этом машинист присутствует в кабине. Эта технология была протестована на сети S-Bahn в октябре прошлого года во время Всемирного конгресса интеллектуальных транспортных систем. Тогда сообщалось, что поезда будут запущены в постоянную эксплуатацию в декабре-2021.

Данный проект под названием Sensors4Rail стоимостью €60 млн реализуется с июля 2018 года консорциумом немецких компаний с участием Siemens Mobility и под руководством национального перевозчика Deutsche Bahn (DB) в рамках программы цифровизации железных дорог Digitale Schiene Deutschland (DSD). В течение 1,5 лет коммерческой эксплуатации предполагается проверить эффективность работы установленных на электропоездах систем технического зрения в разных сценариях эксплуатации, а также накопить данные с датчиков для дальнейшего обучения нейронных сетей.

Sensors4Rail реализуется совместно с другим проектом программы DSD — по интеграции автоматизированных поездов в график движения вместе с неавтоматизированным подвижным составом. Как отмечают участники проекта, это позволит создать универсальное решение для внедрения автоматизированной техники без необходимости серьезной модернизации инфраструктуры.

Расположение датчиков технического зрения в головном вагоне электропоезда Bombardier класса 474Расположение датчиков технического зрения в головном вагоне электропоезда Bombardier класса 474

 

Специально для проекта Siemens Mobility модернизировала 4 трехвагонных поезда Bombardier класса 474, выпущенных в 1999 году, оснастив их 4 радарами, 4 камерами (3 в видимом диапазоне спектра и 1 в среднем инфракрасном диапазоне) и 6 лидарами.  Также промежуточный вагон был оборудован системой управления движением ETCS уровня 2 поверх системы автоведения ATO. ETCS позволяет регулировать интервалы движения поездов и контролирует их скорость, в свою очередь ATO управляет тяговой и тормозной системой поезда. Отмечается, новая технология позволит сократить интервалы движения, оптимизировать время посадки и высадки пассажиров, тем самым увеличив пропускную способность линии на 30%.

Для сети S‑Bahn Гамбурга сейчас законтрактованы 64 поездов класса 490 от Alstom, которые также будут оснащены ETCS поверх ATO. Новый парк планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году.

Справочно: Существует общая квалификация степени автоматизации поездов (Grades of Automation, GoA). На первом уровне (GoA1) машинист полностью управляет поездом. На втором уровне – GoA2 – регулирование движения и остановка поезда выполняются в автоматическом режиме, но машинист находится в кабине и может вмешаться при возникновении нештатных ситуаций. Третий уровень автоматизации (GoA3)предполагает, что движение поездов происходит без участия машиниста, а за открытие дверей и устранение нештатных ситуаций отвечает диспетчер. Самый высокий класс автоматизации (GoA4)предусматривает, что поезд движется полностью в автоматическом режиме, а кабины для машинистов отсутствуют.

Источник: Rollingstock