В ОАО «РЖД» заявили, что накопленная база данных диагностической информации уже дает возможность перейти на предотказное выявление отступлений и комплексную оценку состояния инфраструктуры. В рамках реализации стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» в Центральной дирекции инфраструктуры планируется создание цифровой модели инфраструктуры и осуществление предиктивной аналитики технического состояния пути. Назначение ремонтов будет осуществляться не по сроку наработки тоннажа или сроку эксплуатации, а по его фактическому состоянию.
В настоящее время для диагностики железнодорожного пути на сети железных дорог используется более 4500 съемных и мобильных средств контроля состояния железнодорожного пути. Для обеспечения постоянного мониторинга ОАО «РЖД» приобретает дефектоскопы с усовершенствованными схемами прозвучивания рельса, которые позволяют обнаруживать трудновыявлямые и нестандартные дефекты. Они оснащены сканерами для контроля головки рельса с получением 3D-изображения, функциями отслеживания корректности настройки аппаратуры, различными подсказками оператору при проверке пути и многим другим. Кроме того, приборы оборудованы устройствами спутникового позиционирования и мобильной связи, благодаря чему данные о результатах проводимого контроля передаются непосредственно с пути. Планируется закупка дефектоскопов на фазированных решетках, а также дефектоскопов, позволяющих обнаруживать дефекты в перьях подошвы рельса. Разработки проводятся как производителями, так и по планам научно-технического развития ОАО «РЖД».
Как отметили в пресс-службе холдинга, в данный момент основным направлением развития систем мониторинга является создание высокоточных диагностических комплексов, позволяющих проводить диагностику инфраструктуры на скоростях до 160 км/ч. За последние 2 года введены в эксплуатацию 8 диагностических комплексов инфраструктуры, более 30 средств дооснащены автоматическими системами видеоконтроля состояния пути, приобретено более 600 съемных средств неразрушающего контроля рельсов и более 400 электронных путевых шаблонов.
«Путевой комплекс является ключевым звеном железнодорожного транспорта, существенно влияющим на себестоимость перевозок, скорость и безопасность движения поездов. Поэтому к средствам диагностики предъявляются особые требования с точки зрения эффективности их использования, минимизации затрат при обеспечении необходимого уровня безопасности, сокращения времени присутствия работников на путях, создания на основе полученных данных системы прогнозирования состояния железнодорожной инфраструктуры», – прокомментировали в монополии.
Все закупаемые мобильные и съемные средства диагностики оборудованы модулем передачи данных онлайн в единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой (ЕК АСУИ). Электронная обработка этих данных позволяет снизить влияние человеческого фактора за счет автоматизации расшифровки.