Участники рынка контрейлерных перевозок разрабатывают новые технологии, расширяют географию отправок и наращивают парк платформ. Объём такого вида перевозок по сети ОАО «РЖД» продолжает динамично увеличиваться. При этом остаётся несколько факторов, сдерживающих развитие этого сегмента.
Как рассказал заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) по транспортному обслуживанию Андрей Дреничев, с января по август 2022 года на сети ОАО «РЖД» погружено 815 контрейлерных платформ, в то время как за аналогичный период прошлого года – 316 платформ (рост в 2,6 раза).
«Успешно развиваются контрейлерные перевозки продовольственных и промышленных товаров на Северной железной дороге на маршрутах Приволжье – Воркута, Сосногорск – Воркута и Сосногорск – Усинск, – сообщил Андрей Дреничев. – За 8 месяцев 2022 года на данном направлении погружено 398 вагонов, что выше аналогичного периода прошлого года более чем в 4 раза».
В холдинге также фиксируют рост перевозок на регулярном контрейлерном маршруте Москва – Уссурийск – Москва более чем в 3,5 раза к аналогичному периоду прошлого года (за 8 месяцев 2022 года погружено 287 вагонов, за 8 месяцев 2021-го – 83 вагона).
Расширяется география перевозок – в текущем году АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) открыло новые маршруты Новосибирск – Якутия и Санкт-Петербург – Дальний Восток. А в начале сентября состоялась отправка первого рефрижераторного полуприцепа с мясной продукцией со станции Черняховск (Калининградская магистраль) на станцию Белый Раст (Московская дорога) и в обратном направлении. Время в пути в одну сторону составило около 3,5 суток.
По словам Андрея Дреничева, положительная динамика в развитии контрейлерных перевозок достигнута за счёт решения целого комплекса технико-технологических, информационных и коммерческо-правовых задач, в том числе обеспечения важнейшего фактора в развитии контрейлерных перевозок – ускоренной доставки.
«Включение одиночных вагонов и групп вагонов с контрейлерами в состав контейнерных поездов позволило существенно сократить сроки доставки и снизить показатели оборота вагонов, обеспечив тем самым конкурентоспособность контрейлерного сервиса по отношению к перевозкам автомобильным транспортом», – заявил он.
Генеральный директор ФГК Виктор Воронович относит к преимуществам контрейлерных перевозок снижение аварийности и загруженности федеральных трасс, оптимизацию парка тягачей, преодоление инфраструктурных ограничений и улучшение экологической ситуации. Кроме этого, такой вид отправок возможно использовать для транспортировки практически всей номенклатуры грузов, перевозимых автотранспортом, кроме опасных грузов.
«В перспективе мы готовы перевозить и грузы, требующие поддержания температурного режима», – сообщил Виктор Воронович.
Основной задачей для развития контрейлерного сервиса является организация регулярного движения ускоренных контрейлерных поездов.
В июле 2022 года уже состоялась отправка первого контрейлерного поезда по маршруту Москва – Новосибирск – Москва, полностью состоящего из платформ АО «ПФКО Экспресс» с погруженными на них полуприцепами транспортной компании Delko.
«Такой способ транспортировки имеет ряд преимуществ для грузоотправителей, в том числе обеспечение гарантированного времени доставки грузов согласно разработанному расписанию, выстраивание сквозных логистических процессов при перевозке различными видами транспорта и получение от этого соответствующего экономического эффекта, – считает Андрей Дреничев. – Также технология предоставляет автомобильным транспортным компаниям возможность оптимизации и сохранения собственных ресурсов в условиях дефицита запасных частей».
Как сообщил исполнительный директор АО «ПФКО Экспресс» Роман Вдовин, на текущий момент выйти на регулярные отправки полносоставных контрейлерных поездов по маршруту Москва – Новосибирск – Москва пока не удалось из-за экономической нецелесообразности таких перевозок.
«Грузовой поток из Новосибирска дешевле и значительно меньше, чем из Москвы, – отмечает Роман Вдовин. – При этом в отличие от традиционных автомобильных отправок мы не можем подбирать грузы в пути следования, например в Екатеринбурге. Следовательно, компаниям приходится либо перевозить груз, собранный в короткие сроки по минимальным ставкам, либо возвращать контрейлеры в порожнем состоянии во избежание простоя вагонов».
По его словам, аналогичная ситуация складывается и по другим маршрутам, например из Москвы в Красноярск или Иркутск, где в одну сторону грузопоток хороший, а в обратном либо его полное отсутствие, либо в меньшем объёме. При этом в отличие от контейнерных перевозок («тара» которых далее задействуется в импорте/экспорте с Китаем) контрейлер с вагоном необходимо вернуть обратно в пункт отправки.
В настоящее время ЦФТО стремится увеличить клиентскую базу с целью развития и организации контрейлерного сервиса, в том числе поездными формированиями на закольцованных маршрутах: Москва – Новосибирск, Москва – Уссурийск, Москва – Хабаровск, Москва – Иркутск.
«Темпы роста, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента, – считает Виктор Воронович. – Формирование новых маршрутов и запуск ускоренных поездов станут мощным стимулом для дальнейшего развития контрейлерных перевозок».
Для привлечения клиентов в сегмент контрейлерных перевозок ФГК расширяет модельный ряд подвижного состава и дополнительно разрабатывает оборудование, необходимое для предоставления сервиса. Сегодня в собственности у компании находятся 102 платформы модели 13-5205 и 1 платформа модели 13-6701.
«В 2022 году мы планируем приобрести ещё 100 единиц контрейлерных платформ колодцевого типа модели 13-6701, – сообщил Виктор Воронович. – Особенностью платформы является её способность свободно вписываться в основной габарит погрузки вместе с перевозимым полуприцепом, при этом при транспортировке обеспечивается надёжная устойчивость от опрокидывания. Новая платформа адаптирована к имеющейся инфраструктуре и может курсировать без ограничений маршрутов следования».
Возможность нарастить парк рассматривают и в АО «ПФКО Экспресс». Так, к концу I квартала 2023 года в компании планируют увеличить количество платформ с 66 до 100 единиц. Однако для этого необходима благоприятная для развития сервисов ситуация на рынке, в том числе рост стоимости автомобильных перевозок.
«На сегмент контрейлерных отправок повлияло среднее падение по рынку стоимости автомобильных перевозок в сравнении с началом текущего года (приблизительно с апреля 2022 года в среднем на 30%), – рассказал Роман Вдовин. – Причиной этому стал профицит перевозчиков из-за их возвращения в Россию с европейского рынка и уход с российского рынка ряда крупных грузовладельцев. При этом железнодорожный тариф со сборами и стоимость разгрузочно-погрузочных операций увеличились на 23%. В случае дальнейшего повышения тарифа контрейлерные перевозки станут полностью экономически нецелесообразными».
Выходом из ситуации могло бы послужить введение скидок на железнодорожный тариф для осуществления контрейлерных перевозок вне зависимости от объёмов отправки.
«Скидки необходимы, чтобы масштабировать географию сервиса, – ранее сообщил генеральный директор «Авто-ПЭК» (автомобильная грузоперевозочная компания) Дмитрий Иевлев. – Сначала можно сфокусироваться на развитии системы в крупнейших субъектах РФ с населением более 1 млн человек. Например, в Уральском и Сибирском федеральном округе. В перспективе масштабирование географии сделает предложение перевозчиков более конкурентным, и, как следствие, снизятся тарифы».
Сдерживающими факторами для развития контрейлерных отправок также являются неготовность владельцев парков грузовых машин перестроить технологию перевозок, автомобильные грузопотоки не всегда совпадают с местоположением терминалов, осуществляющих выгрузку и погрузку контрейлеров, считает Виктор Воронович.
«Все станции городов, известных большими грузопотоками (Москвы, Челябинска, Екатеринбурга, Владивостока, Санкт-Петербурга, Краснодара), соответствуют предъявляемым требованиям для контрейлерных перевозок. Однако не во всех небольших городах без крупных предприятий существует необходимая инфраструктура», – заключил коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский.
ОАО «РЖД» совместно с контрейлерными операторами рассматривают возможность организации перевозок в экспортном и импортном сообщении. Перспективными направлениями являются западная ветка международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг, страны Прибалтики и Китай. Однако для реализации таких перевозок необходимо урегулировать нормативно-правовую базу таможенного оформления.
Переориентация грузовых потоков на контрейлерные отправки позволит снизить нагрузку на автомобильные пункты пропуска через государственную границу РФ и наладить поставки продукции в страны Запада.
«Номенклатура грузов (для такого вида перевозок. – ред.) может быть абсолютно любой, – сообщил коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский. – Самые востребованные отправки – тяжёлые, весом свыше 23 тонн».
В случае с перевозками в экспортном и импортном сообщении интерес к контрейлерам проявляют производители продукции и оборудования из различных отраслей, в том числе машиностроения, нефтегазового сервиса, пищевой промышленности, уверен генеральный директор Международного агентства продвижения экспорта Юрий Шурыгин. В связи с этим холдинг прорабатывает возможность организации регулярных контрейлерных перевозок по западной ветке МТК Север – Юг. Маршрут коридора представляет собой железнодорожное сообщение через пограничный переход Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на Иран через пограничный переход Астара.
«Контрейлерные отправки по маршруту Север – Юг являются весьма перспективным направлением транспортных перевозок, поскольку позволяют участникам внешнеэкономической деятельности снизить издержки, а по ряду направлений существенно сэкономить время доставки грузов», – добавил Юрий Шурыгин.
Перспективы развития контрейлерных сервисов в международном сообщении рассматривают и в АО «ПФКО Экспресс».
«У нас действует длительный контракт с «Латвийскими железными дорогами» на аренду парка компании, – рассказал исполнительный директор АО «ПФКО Экспресс» Роман Вдовин. – Если рассмотреть сообщение между Россией и странами Прибалтики, то полуприцеп может стать одним из способов обхода санкций, так как сегодня тягач с российским водителем не может перейти государственную границу. Тестовую отправку контрейлера в сообщении с Латвией планируем организовать до конца текущего года. В дальнейшем выход на Латвию позволит наладить поставки продукции и с другими странами Прибалтики».
По мнению ведущего специалиста по операционной работе компании Novelco Анны Ростовцевой, потенциал развития такого вида отправок также есть в экспортно-импортном сообщении между Россией и Китаем.
При этом сдерживающим фактором для развития международных контрейлерных перевозок остаётся нормативная база, а именно необходимость внести изменения в Таможенный кодекс, в которых контрейлер будет отнесён к транспортному средству (сегодня он является товаром).
Для решения этой проблемы ФТС России предложены изменения в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для возможности декларирования в качестве транспортных средств международной перевозки автомобильных транспортных средств, перемещаемых на специализированной железнодорожной платформе.
«Данные предложения поддержаны экспертами всех государств – членов ЕАЭС, включены в первый проект протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и вступят в силу после прохождения всех обязательных процедур, связанных с ратификацией данного протокола», – сообщили в пресс-службе ФТС России.
Холдинг РЖД продолжает развивать сегмент контрейлерных перевозок на сети ОАО «РЖД». Для масштабирования таких отправок необходимо сконцентрироваться на следующих направлениях развития.
Развитие сегмента контрейлерных перевозок напрямую взаимосвязано с количеством специализированного подвижного состава. На текущий момент операторы контрейлерных перевозок имеют в парке 172 платформы, предназначенные для транспортировки полуприцепов по железнодорожной магистрали, большинство из которых в гружёном состоянии имеют габаритные ограничения. Также наблюдается дефицит многооборотных средств крепления (корзин), необходимых при «вертикальном» способе погрузки автомобильных полуприцепов.
По информации контрейлерных операторов, до конца 2023 года они намерены увеличить парк контрейлерных платформ до 672 единиц за счёт приобретения вагонов «колодцевого» типа.
Для расширения географии направлений и масштабирования контрейлерного сервиса на сети российских железных дорог, учитывая мировой опыт организации контрейлерных перевозок, также необходима поддержка со стороны государства в части субсидирования из средств федерального бюджета стоимости контрейлерных железнодорожных перевозок. Такая мера позволит сделать данный сервис экономически эффективным и коммерчески привлекательным для клиентов. Соответствующие предложения были направлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews
Контрейлерным перевозкам в России ещё предстоит перенять опыт мировой логистики, который сегодня значительно шире. За рубежом технология позволяет предоставить клиентам экономически выгодный сервис, а также упрощает систему пересечения границы между субъектами одного государства.
Преимуществом контрейлерных отправок в мировой логистике является скорость и выгодная стоимость в сравнении с автомобильной перевозкой при транспортировке продукции в гористых местностях. Например, в Европе применение такой технологии выгодно для пересечения Альп, где развито железнодорожное сообщение. В России нет примеров развитого товарооборота через горы, где переход на контрейлерные отправки был бы экономически обоснован.
В целом контрейлерные перевозки зародились в США по причине усиленного контроля за перемещением грузовых автомобилей между штатами до 80-х годов прошлого столетия, который сохраняется до сих пор. Так, для транспортировки продукции между штатами – даже в сообщении между такими небольшими субъектами, как Нью-Джерси и Пенсильвания, – требовалось создать отдельную компанию, а также получить разрешение от властей обоих штатов для пересечения границы с любым видом груза без исключения. Благодаря переходу на железнодорожные отправки, когда американские трейлеры на колёсах стали перевозить на платформах, таких мер удалось избежать.
Однако в случае с Россией опыт зарубежных коллег не актуален, в связи с чем необходимость во внедрении такой технологии перевозок на сети ОАО «РЖД» пока требует обоснования.
Источник: Гудок