Компания Stadler продемонстрировала на выставке InnoTrans 2022 контактно-аккумуляторный поезд.
В 2017 г. Stadler получила заказ на поставку 53 электропоездов для пригородной сети Ливерпуля Merseyrail в графстве Мерсисайд (Великобритания), а в сентябре 2021 г. — заказ на переоборудование семи из них в поезда с независимым питанием IPEMU (Independent Powered Electrical Multiple Units), которые заменят дизельный подвижной состав, что позволит уменьшить выбросы диоксида углерода.
Такие поезда могут эксплуатироваться как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных линиях. С их внедрением для пассажиров отпадет необходимость пересаживаться на другой поезд на станциях, где заканчиваются электрифицированные участки, что сделает поездки более удобными и сократит их продолжительность. Каждый поезд IPEMU снабжен накопителем энергии на основе аккумуляторных батарей, размещенных под кузовом.
При следовании по электрифицированному участку батареи заряжаются от контактного рельса или во время рекуперативного торможения. Продолжительность зарядки не превышает 15 мин. Батарея рассчитана более чем на 10 тыс. циклов зарядки-разрядки. Переход с питания от сети на автономный режим проходит плавно и практически незаметно для пассажиров.
Поезд IPEMU состоит из четырех вагонов. Суммарная длина поезда — 65 м, ширина вагонов — 2820 мм, база тележки — 2400 мм, диаметр колеса — 760 мм, осевая нагрузка — 16,9 т. Кузова вагонов изготовлены из алюминиевых профилей. В торце головного вагона расположена дверь с выдвижной ступенькой для высадки пассажиров в экстренных случаях. На электрифицированных участках поезд получает питание от контактного рельса напряжением 750 В постоянного тока.
В поезде 184 места для сидения, при норме 4 чел./м² он вмещает 302 стоящих пассажира. Тяговое усилие при пуске — 162 кН, ускорение — 1,1 м/с². Максимальная скорость при питании от контактного рельса — 120 км/ч, в автономном режиме — 100 км/ч. Поезд оснащен шестью тяговыми двигателями мощностью 350 кВт и тяговыми преобразователями на транзисторах IGBT.
Компания Alstom на выставке InnoTrans 2022 представляет электровоз TRAXX, построенный по заказу оператора CFL Cargo для грузовой работы на железных дорогах Люксембурга, Франции и Германии.
Электровоз развивает максимальную скорость 140 км/ч, оборудован дизелем для выполнения функции последней мили. Alstom предусматривает оснащение в перспективе электровоза тяговыми аккумуляторами для работы на коротких неэлектрифицированных участках, на доработку этой версии потребуется порядка 3 лет.
Локомотив отличается системой дистанционного управления маневровыми передвижениями, это позволяет выполнять такие работы одному человеку. Электровоз оснащен бортовыми устройствами европейской системы управления движением поездов ETCS и может работать в четырех системах электрификации, что необходимо оператору CFL Cargo для его использования в трансграничных сообщениях.
На выставке InnoTrans 2022 в Берлине показан прототип облегченного грузового вагона (Competitive Freight Wagon, CFW) для использования в смешанных перевозках.
Его разработкой занимался Германский центр авиации и космонавтики (DLR) при поддержке Объединения железнодорожной промышленности (VDB) и других партнеров в рамках проекта FR8rail IV под эгидой партнерства Europe’s Rail.
Вагон предназначен для перевозки контейнеров и обменных кузовов со скоростью до 140 км/ч. Его длина — 12,7 м, масса тары — 9,6 т, что не менее чем на 20 % меньше по сравнению с существующими двухосными платформами.
Облегченная стальная вагонная рама, две одноосные тележки, четыре индивидуально регулируемые пневматические подвески обеспечивают допустимый габарит погрузки для обменных кузовов. Четыре узла соединения тележек с вагонной рамой обеспечивают радиальную установку колесных пар в кривых. Это позволит уменьшить сопротивление качению и износ гребней колес, а также снизить уровень шума при использовании дисковых тормозов.
Обменные кузова и контейнеры закрепляются при помощи автоматических фиксаторов, заменивших традиционные крепежные детали, что позволяет экономить до 5 мин при выполнении погрузки и выгрузки.
Управление тормозами осуществляется с применением роботизированной распределительной системы EP2002, поставляемой компанией Knorr-Bremse, что позволяет снизить как тормозной путь, так и продолжительность отпуска тормозов.
CFW оборудован цифровой автосцепкой DAC типа 5 производства шведской компании Dellner, обеспечивающей автоматическую сцепку и расцепку вагонов, в том числе автосоединение и авторазъединение воздуховодов, шин питания (400 В переменного тока) и передачи данных для бортовых систем. Допустимо применение и автосцепок других типов.
В вагоне применяются также специальные меры для снижения аэродинамического сопротивления. В настоящее время DLR проводит испытания на предмет изучения аэродинамических характеристик контейнеров и обменных кузовов при движении в различных условиях и с разной скоростью, используя сенсорные датчики.
Грузовой оператор TX Logistik на выставке InnoTrans 2022 представил систему вертикальной погрузки NiKRASA третьего поколения, разработанную совместно с производителем полуприцепов — компанией Wecon (Германия).
Принцип ее работы следующий. Полуприцеп при помощи автомобильного тягача помещают на стальную транспортную платформу. Далее с использованием стационарного крана или погрузчика полуприцеп вместе с транспортной платформой перегружают на вагон-платформу. Такие вагоны-платформы выпускают компании Kolowag, Greenbrier и Talleres Alegría.
В настоящее время проводятся испытания новой версии системы NiKRASA, а ее ввод в регулярную эксплуатацию намечен на начало 2023 г.
Одно из отличий от предыдущих версий состоит в наличии рамп по концам транспортной платформы, что исключает необходимость в дополнительных приспособлениях при погрузке/выгрузке полуприцепа на терминалах. В TX Logistik отметили, что сегодня до 90 % полуприцепов, с которыми приходится работать оператору, не предназначены для крановой погрузки.
Одним из преимуществ последней версии NiKRASA является небольшая (2,6 т) масса платформы — в работах по погрузке/выгрузке задействованы всего два человека.
Транспортные платформы можно складировать в четыре яруса, что позволяет при необходимости высвободить свободное пространство на терминалах. Установка на платформе устройств GPS позволяет грузоотправителю отслеживать местоположение груза.
Источник: zdmira