Общее количество хопперов на рынке (по состоянию на 1 июля) составляет 86 196 ед ., из них зерновозов – 52 801 ед. и минераловозов – 33 395 ед. Средний возраст зерновозов – 16,9 года, минераловозов – 12,8 года. Такие данные приводит начальник отдела маркетинга ПАО «НПК ОВК» Игорь Сергиенко.
Он отмечает, что в 2023 году списанию подлежит 4609 зерновозов и 49 минераловозов, в 2024-м – 206 и 127 вагонов соответственно и в 2025 году – 330 и 373 хопперов соответственно. В итоге общий объем списания в ближайшие три года на рынке составит 5,1 тыс. зерновозов и 549 минераловозов.
«Если бы мы рассматривали планы по списанию 1 ноября 2021 года, там обозначалось для списания 6,5 тыс. зерновозов. Но эти данные обновили, и сегодня план по списанию в следующем году – 4,9 тыс. зерновозов. Мы подозреваем, что часть зерновозов были списаны досрочно, возможно, те, на которых невыгодно было проводить деповские ремонты. С учетом роста цены металла, скорее всего, они ушли в утиль. Списание минераловозов будет зависеть от открытия новых мощностей или модернизации текущих производств минеральных удобрений», – комментирует И. Сергиенко.
По данным ОВК, профицит (на июнь 2022 г.) составляет около 9 тыс. зерновозов. Значение здорового профицита оценивается в 3–5 тыс. ед.
Наибольший рост в I полугодии по перевозкам показали такие грузы, как зернобобовые (рост на 68%), семена льна (на 127%) и сахар-сырец (рост на 42%).
И. Сергиенко отмечает, что при условии отмены плавающей пошлины и перехода на квотирование без ограничений доступа к экспорту с учетом того, что к 8 сентября собрано уже 92,7 млн т пшеницы (+23,4 млн т к прошлому году), возможно восстановление баланса парка.
Напомним, что размер пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 28 сентября по 4 октября уменьшится до 2476,6 руб. против 2668,3 руб. за тонну.
Что касается перевозок в хопперах-минераловозах, их профицит на июнь составляет около 3 тыс. ед. В мае – июне уровень активного парка вырос до 25–26 тыс. ед. и приблизился к уровню лета прошлого года. Наиболее востребованы хопперы-минераловозы с объемом кузова более 95 куб. м.
Наиболее активный рост погрузки в минераловозах показали за этот период следующие грузы: аммофос – на 13%, ангидрит – на 151%, добавки для производства цемента – на 236%.
«Ожидается уменьшение профицита ввиду ослабления со стороны США и ЕС ограничительных мер против РФ, связанных с продовольствием, в июле 2022-го», – говорит И. Сергиенко.
Источник: РЖД-Партнер