data-caption= data-caption= data-caption=
Китайская CRRC может попасть под новые санкции США

ЖД Администрации

 

На прошлой неделе Министерство обороны США включило крупнейшего мирового производителя подвижного состава и ряд других предприятий Китая в черный список компаний, которые, по мнению ведомства, выполняют оборонный заказ в Китае.

Попадание в список не предполагает одномоментного наложения санкций, однако на его основании их может позднее ввести Президент США. Кроме того, включение в список может повлечь за собой наложение различных ограничений для контрагентов CRRC в стране, включая дополнительный экспортный контроль и запрет инвестиций.

В то же время запрет инвестировать в саму CRRC был введен еще в июне прошлого года. Соответствующий указ, подписанный Президентом США Джо Байденом, запрещает американским гражданам и компаниям торговать ценными бумагами китайского производителя.

Противодействие CRRC идет в США уже несколько лет. Так, в июле 2019 года Сенат США одобрил годовой запрет на подписание государственных контрактов на поставку подвижного состава с компаниями, которые принадлежат правительству Китая или субсидируются им. А в начале 2020 года Конгресс страны принял закон, который и вовсе запретил государственное финансирование приобретения подвижного состава у китайских производителей из-за угроз для кибербезопасности. Также летом 2020 года CRRC включалась в аналогичный список компаний, подозреваемой в связях с оборонным ведомством Китая, при действующей администрации бывшего Президента США Дональда Трампа. Стоит отметить, что накануне введения ограничений CRRC готовилась к участию в конкурсе на большой заказ до 949 вагонов метро для Нью-Йорка.

Если Минобороны США видит в CRRC угрозу для безопасности страны, то американский фонд информационных технологий и инноваций ITIF — угрозу экспансии производителя на мировой рынок. В докладе, опубликованным фондом в мае прошлого года, утверждается, что значительная господдержка позволяет CRRC предлагать подвижной состав на 20-30% ниже по цене, чем другие производители. Одно из предложений ITIF предполагает ограничение участия CRRC во внутренних закупках и разработку «более справедливой» международной системы закупок. С призывами продолжать блокировать CRRC выступало и американское объединение производителей подвижного состава и компонентов Rail Security Alliance.

CRRC владеет в США двумя производственными площадками, которые находятся в Спрингфилде и Чикаго. Они были созданы под реализацию нескольких крупных контрактов, так как действующее в стране законодательство предполагает локализацию подвижного состава при поставках по государственным контрактам.

Первые два контракта в США на общую сумму $880 млн были получены компанией от Управления транспорта Массачусетского залива MBTA в 2014 году. Производство подвижного состава было налажено на заводе в Спрингфилде, в строительство которого CRRC инвестировала $95 млн. Согласно первоначальным планам, компания должна была поставить к январю этого года 152 вагона метро для Оранжевой линии метрополитена Бостона, а также 252 вагона для Красной линии к следующему сентябрю. Однако в 2020 году график поставок был перенесен: для Оранжевой линии был утвержден новый срок — апрель 2023 года, для Красной — сентябрь 2024 года. В октябре CRRC попросила снова отложить поставки из-за проблем, связанных с пандемией COVID-19: для оранжевой до лета 2023 года, для красной до 2025 года. Представители MBTA не готовы утвердить новый график и угрожают производителю штрафами в $500 за каждый день просрочки поставки одного поезда. Кроме выпуска подвижного состава для Бостона, в Спрингфилде собираются 45 двухэтажных вагонов для cеверовосточного железнодорожного коридора NEC и 64 вагона метро для Лос-Анджелеса. Соответствующие тендеры были выиграны CRRC в 2016 и 2018 годах.

В свою очередь на заводе в Чикаго CRRC собирает вагоны метро 7000-й серии в соответствии с «твердой» частью контракта, заключенного в 2016 году с транспортной администрацией Чикаго CTA, на поставку 400 вагонов до 2024 года. В площадку было инвестировано более $100 млн. Компания осуществляет на предприятии финальную сборку вагонов. Компоненты для них поставляют 24 компании, из которых 19 базируются в США. Также заказ включает опцион еще на 446 вагонов, и в случае его подписания общая стоимость контракта может достигнуть $1,3 млрд. Отмечается, что компания не сможет получать новые заказы в стране, но в то же время данный запрет не должен затронуть текущий контракт с CTA.

Справочно: CRRC Group (China Railway Rolling Stock Corporation — «Китайская корпорация железнодорожного подвижного состава») — китайская государственная холдинговая компания, объединяющая 46 дочерних предприятий. Основана в 2015 году, штаб-квартира расположена в Пекине, число сотрудников — свыше 180 тыс. человек.

Компании CRRC Group специализируются на разработке, производстве и техническом обслуживании электровозов, дизель-электрических и дизель-гидравлических локомотивов, высокоскоростных поездов, трамваев, пассажирских вагонов, вагонов метро, грузовых вагонов, электрических автобусов, энергетического оборудования и различных двигателей

Источник: Rollingstock