В открытом письме, направленном вчера Сообществом европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER) в Европейскую комиссию, руководители европейских железных дорог призвали к дальнейшим чрезвычайным мерам по защите железных дорог как основы устойчивой мобильности и транспорта в ЕС.
В большинстве европейских стран железные дороги являются одним из крупнейших потребителей электроэнергии, поскольку 80% железнодорожных перевозок осуществляется за счет электроэнергии, часть которой поступает из возобновляемых источников. Продолжающееся повышение цен на энергоносители сильно влияет на железные дороги, их финансовая устойчивость находится под угрозой, несмотря на очень высокую энергоэффективность.
Согласно опросу среди членов CER о ценах на электроэнергию, европейские железнодорожные компании сообщили, что в 2022 году стоимость электроэнергии составляет до 420 евро за МВтч. В среднем цены на электроэнергию выросли как минимум втрое по сравнению с 2021 годом, при этом в нескольких странах они выросли в 10 раз. Что касается 2023 года, многие энергетические контракты нуждаются в пересмотре, а прогноз цен в некоторых случаях превышает 500 евро / МВтч. В результате расходы на железнодорожные перевозки продолжают значительно расти.
Очевидно, что железные дороги как основа устойчивой мобильности в ЕС, находятся в опасности. Транспорт, работающий на ископаемом топливе, в настоящее время получает конкурентное преимущество, перед транспортом, работающим на электричестве, таким как железные дороги, что делает невозможным переход ЕС к декарбонизации.
В этой сложной ситуации железные дороги Европы нуждаются в поддержке, чтобы гарантировать, что декарбонизациия европейского железнодорожного транспорта остается достижимой. Поэтому европейский железнодорожный сектор предложил следующие меры:
- Разрешить железной дороге получать прибыль в результате применения Постановления Совета 2022/1854.
- Разрешить государствам-членам поддерживать железнодорожные компании путем снижения, отмены или отсрочки оплаты за доступ к железнодорожной инфраструктуре.
- Включить железные дороги в стратегический инструментарий для экономии энергии. Железные дороги, которые стремятся снизить потребление энергии без сокращения транспортных услуг, должны получать особое отношение, когда речь идет о мерах по сокращению энергопотребления.
- Обеспечить достаточную государственную помощь для железных дорог. Пороговые значения, установленные во Временной антикризисной программе для государственной помощи в контексте специальной военной операции на Украине, недостаточны для железных дорог, поскольку дополнительные расходы на железные дороги намного выше, при этом некоторые железнодорожные компании ожидают увеличения ежегодных расходов до 2 миллиардов евро.
Исполнительный директор CER Альберто Маццола заявил:
“Мы призываем Комиссию помочь сектору конкретными и необходимыми мерами. Государствам-членам должно быть разрешено снижать, отменять или откладывать оплату за доступ к железнодорожной инфраструктуре и придерживаться целостного подхода к внедрению целевых показателей по сокращению спроса на электроэнергию. Сектор, который стремится к экономии энергии, должен быть приоритетным наряду с другими услугами, представляющими общий экономический интерес в отношении потребления энергии. Железным дорогам должна быть обеспечена достаточная государственная помощь и они должны получать дополнительные доходы, чтобы снизить удельную стоимость железнодорожной электроэнергии при перевозках”.
Источник: CER