data-caption= data-caption= data-caption=
ОАО "РЖД" оптимизировало расходы до уровня 45,1 млрд руб.

ЖД Администрации

 

Сетевое совещание финансово-экономического блока стало поиском драйверов повышения операционной эффективности. Об основных направлениях деятельности рассказал директор ОАО «РЖД» по операционной эффективности – начальник Департамента экономики Владимир Гапонько.

– Владимир Викторович, впервые за два последних года в начале октября было проведено сетевое совещание по вопросам организации в ОАО «РЖД» работы в сфере стратегического планирования и развития в области экономики и финансов. Какие вопросы были рассмотрены в первую очередь?

– К сожалению, в связи с эпидемиологическими ограничениями в последние два года мы были вынуждены перенести проведение этого ключевого для финансово-экономического блока совещания на более подходящий период. За это время накопился колоссальный пласт информации, идей и предложений, которыми мы буквально напитали наших коллег для их совместного обсуждения и дальнейшей реализации.
Живой диалог всегда проходит в более конструктивном русле, чем совещания с помощью коммуникационных сервисов. За счёт эффекта погружения в решение конкретных задач и общей атмосферы проведения мероприятия нам удалось продуктивно рассмотреть два основных, краеугольных вопроса, без которых буквально невозможна наша операционная деятельность. Это ключевые новации в сфере производственного и экономического планирования, а также основные драйверы повышения операционной эффективности на перспективу до 2035 года.
Учитывая, что в условиях современной экономики первостепенное значение приобретает умение гибко реагировать на внешние изменения, мы сделали особый акцент на макроэкономическую конъюнктуру и пригласили ведущих экономистов из сторонних организаций, чтобы, так сказать, «сверить часы» по основным трендам и направлениям развития ситуации на среднесрочном горизонте.
Отдельный день мы полностью посвятили всем аспектам и нюансам проведения бюджетной кампании 2023 года.
Хочу выразить благодарность лично Сайбаталову Рашиду Фердаусовичу и всему коллективу Северной железной дороги за организацию и проведение на высоком уровне сетевого совещания финансово-экономического блока.


– Железнодорожники всегда стремились встречать свой профессиональный праздник производственными достижениями. С какими результатами финансово-экономический блок подошёл к сетевому совещанию?

– В текущем году компания работает в крайне непростых условиях: введённые санкции и ограничения существенно изменили и продолжают корректировать условия нашей работы и основополагающие принципы организации бизнес-процессов. На протяжении прошедшего времени практически в ежедневном формате финансово-экономический блок быстро и взвешенно реагировал на соответствующие конъюнктурные изменения, новые факторы и обстоятельства. В начале года мы реализовали комплекс мероприятий по обеспечению устойчивой работы компании.
В этот период турбулентности был введён режим максимальной экономии расходов, изданы соответствующие организационно-распорядительные документы для поддержания ликвидности и формирования источников финансирования деятельности ОАО «РЖД», а также образован Оперативный штаб по обеспечению сбалансированности деятельности и финансовой устойчивости ОАО «РЖД».
Отмечу, что за счёт своевременно организованной работы с федеральными органами исполнительной власти все наши предложения и реализуемые мероприятия по обеспечению сбалансированной и устойчивой работы нашли своё отражение в скорректированном финансовом плане компании, который совет директоров утвердил в июне. Хочу выразить признательность нашим коллегам из Правительства РФ и причастных министерств за плодотворную совместную работу и поддержку по всем направлениям деятельности.
Далее, в начале августа мы провели заседание Бюджетного комитета ОАО «РЖД», на котором подробно подвели итоги работы за прошедший период, дополнительно проанализировали динамику выполнения основных показателей и ключевые предпосылки конъюнктуры транспортного рынка и изыскали дополнительные средства на производственные и ремонтные программы филиалов.
Также мы провели масштабную работу по актуализации программы мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов до уровня 45,1 млрд руб. с первоначальных 44,3 млрд.
Благодаря своевременно реализованным мероприятиям нам удалось удержать темп роста себестоимости перевозок значительно ниже темпа роста индекса потребительских цен, который за январь – сентябрь составил 114,3%, при этом в сопоставимых ценах себестоимость перевозок снижена к аналогичному периоду прошлого года на 4,7%, что позволило поддержать национальную экономику в период структурной перестройки.
Кроме того, для сохранения квалифицированного персонала и социальной стабильности в трудовых коллективах до особого распоряжения были приостановлены все мероприятия по оптимизации численности работников. Проведена работа по актуализации программ по повышению производительности труда, что позволило сохранить в штате более 17 тыс. человек.
С учётом фактического роста инфляции заработная плата работников была несколько раз проиндексирована. Таким образом, компания сохранила статус социально ответственного работодателя и выполняет все обязательства по Коллективному договору ОАО «РЖД».
Сейчас мы видим, что в целом ситуация стала несколько улучшаться, национальная экономика адаптировалась к внешним шокам и вызовам.
В этих условиях на заседании совета директоров компании, которое состоялось 11 октября, мы ещё раз уточнили основные параметры работы в текущем году с более позитивной динамикой, а также предусмотрели ресурсы для финансирования первоочередных потребностей филиалов и компании в целом. При этом отмечу, что, несмотря на достаточно позитивные результаты работы, для финансово-экономического блока одной из первостепенных задач остаётся снижение себестоимости перевозок и оптимизация её структуры.
Решение этой задачи потребует от всех нас весьма неординарных усилий и проактивного подхода. Уверен, что совместными усилиями, в том числе с производственным и другими блоками компании, мы непременно справимся.


– На основных совещаниях производственный и финансово-экономический блоки обычно сидят друг напротив друга. Как вы собираетесь обеспечить синергетический эффект?

– Производственный и финансово-экономический блоки действительно часто достаточно жарко дискутируют по многим аспектам и ключевым вопросам, но это не значит, что мы находимся по разные стороны баррикад. В этом году мы специально пригласили представителей производственного блока компании, чтобы совместно обсудить вопросы, в том числе – как лучше учитывать существенные изменения внешних факторов при планировании соответствующих параметров на период и в целом обеспечить баланс коммерческих и производственно-экономических показателей. Например, за последние годы была проделана большая работа по обновлению и развитию наших основных фондов, при этом по качественным показателям использования подвижного состава в течение года мы видим систематическое невыполнение установленных целевых параметров и снижение их динамики к прошлому году.
Обеспечить объёмы перевозок на требуемом уровне мы можем только за счёт повышения интенсивности использования инфраструктуры и локомотивов. Кроме того, текущий год сопровождается значительным ростом часов сверх нормы рабочего времени, что в соответствии с законодательством оплачивается в двойном размере. Соответственно, необходимо синергетическое взаимодействие производственного и экономического блоков компании для повышения точности и детализации определения объёмов и направлений поездопотоков на предстоящий период, что позволит значительно повысить качество планирования трудовых и тяговых ресурсов под объём, существенно минимизировать следование локомотивов резервом, локомотивных бригад – пассажиром и ряд других потерь.
У всех участников данного процесса должно быть чёткое понимание, что все несоответствия в процессе планирования и организации процесса перевозки приводят к значительным дополнительным расходам, но воздействуя на причины их возникновения, мы сможем оптимизировать структуру себестоимости.
Отрадно отметить, что в рамках панельной дискуссии по сближению производственного и экономического планирования мы определили ключевые направления и опорные точки, которые помогут нам существенно повысить эффективность всего процесса планирования.


– Какие ещё направления и драйверы повышения операционной эффективности были выделены в рамках сетевого совещания?

– Учитывая, что 2023 год будет также непростым, нам крайне важно сфокусироваться на реализации в полном объёме мероприятий сводной программы по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов. В последнее время в компании сформировано множество программ повышения эффективности деятельности по основным функциональным направлениям, которые являются важнейшими драйверами нашего движения вперёд, например Стратегия цифровой трансформации, Комплексная программа инновационного развития, программы энергосбережения, бережливого производства и многие другие. И здесь важна их взаимоувязка при формировании, синхронизация сроков, предъявление единых требований к паспортизации и определению эффектов для дальнейшего учёта в Сводной программе и, соответственно, в бюджете затрат. Реализация программ в единой системе координат позволит получить реальные и ощутимые экономические эффекты.
В будущем году программа оптимизации предварительно запланирована на уровне более 47 млрд руб. и является входным параметром финансового плана на среднесрочный период. Соответственно, нам необходимо сосредоточиться на увеличении в программе доли эффектов от внедрения современных технологий и использования инноваций, повышении эффективности управления основными средствами, а также системы управления закупочной деятельностью и цепочками поставок.
Кроме того, необходимо на системной основе рассматривать и анализировать принципы и вопросы организации труда наших работников под новым углом и через призму системных мероприятий по их улучшению. У всех коллег должно быть безусловное понимание необходимости системного решения задачи по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, тщательного и взвешенного подхода к наполнению программ по повышению производительности труда.
В рамках панельной дискуссии мы обозначили основные замечания к программам повышения производительности труда, с которыми мы совместно с причастными коллегами будем разбираться как в рамках бюджетной кампании, так и в целом. Реализация данных мероприятий позволит выстроить системную работу по повышению производительности труда и взвешенному управлению человеческим капиталом.
Таким образом, в целом в 2023 году основой для достижения сбалансированности станет выверенная политика эффективного управления затратами и строгой бюджетной дисциплины. В следующем году компания будет отмечать 20-летие, и мы должны приложить все усилия, чтобы подойти к юбилею с достойными результатами. Уверен, что совместными усилиями мы их непременно добьёмся.

Источник: Гудок