data-caption= data-caption= data-caption=
Завершились эксплуатационные испытания блока определения препятствий системы «Автомашинист»

Локомотивы

 

10 октября, завершились эксплуатационные испытания блока определения препятствий системы «Автомашинист» на припортовой станции сетевого значения Лужская. Спустя три дня экспертная комиссия выдала положительное заключение.

Тестировалась новая функция МАЛС – маневровой автоматической сигнализации локомотива, – безлюдной технологии, применяемой в локомотивном хозяйстве. МАЛС действует на нескольких станциях сети железных дорог страны, однако только на станции Лужская-Сор­тировочная в парке прибытия сортировочной системы внедряется функция БМ – управление маневровым локомотивом без участия машиниста.

Она позволит вести маневровую работу на горке полностью в автоматическом режиме, без участия человека. Для этого на станции смонтировали специальное напольное оборудование, например, замедлители для надвига и рос­пуска вагонов, датчики, с помощью которых «мозг» локомотива получает сигналы об остановке и начале движения, наборе скорости и так далее, организовали автоматизированные рабочие места операторов. В испытаниях задействовали три тепловоза Октябрьской дирекции тяги серии ТЭМ7А.

Их оборудовали бортовой системой контроля свободности пути – блоком определения препятствий: на их «морды» установили небольшие железные блоки, которые с помощью лазера определяют, есть ли на или в колее различные объекты, а на крыше поместили блок, в котором заключены видеокамера и лазерная установка.

Блоки на локомотивах синхронизируются с данными системы МАЛС БМ, и если они определят, что на пути есть препятствие, локомотив сам должен выполнить определенные действия по правилам ПТЭ – как если бы им управлял машинист. Таким образом, этот блок должен повысить уровень безопасности движения в автоматическом режиме управления.

В ходе испытаний, прошедших на прошлой неделе на станции, как раз определяли исправность выполнения локомотивом алгоритмов. Так, при обнаружении объекта на пути локомотив подает звуковой сигнал-предупреждение, за­тем снижает скорость движения и на дистанции 100-150 м до объекта он должен начать торможение, затем «подтянуться» до десяти метров и остановиться окончательно.

Цель испытаний – проверить, исправно ли блок определяет объекты разной величины, а также в затрудненных условиях. Сначала в колею поставили большой манекен, затем поменьше – блок должен был распознать на дистанции до километра, что на пути находится взрослый человек и ребенок. Потом проверили, определит ли блок в колее сигнальный красный щит, предупреждающий о том, что дальше движение запрещено. Затем задачу усложнили и проверили эффективность работы блока при плохой видимости: зажгли дымовую шашку – сквозь туман и дым система должна так же исправно определять препятствия.

Экспертная комиссия определила, что эксплуатационные испытания прошли успешно и утвердила проведение приемочных испытаний. Предварительно они запланированы на декабрь нынешнего года.

Согласно программе перехода на безлюдные технологии, в 2021-2023 годах технология работы без участия машиниста должна распространиться на весь сортировочный парк станции Лужская.

Источник: РЖД