10 октября, завершились эксплуатационные испытания блока определения препятствий системы «Автомашинист» на припортовой станции сетевого значения Лужская. Спустя три дня экспертная комиссия выдала положительное заключение.
Тестировалась новая функция МАЛС – маневровой автоматической сигнализации локомотива, – безлюдной технологии, применяемой в локомотивном хозяйстве. МАЛС действует на нескольких станциях сети железных дорог страны, однако только на станции Лужская-Сортировочная в парке прибытия сортировочной системы внедряется функция БМ – управление маневровым локомотивом без участия машиниста.
Она позволит вести маневровую работу на горке полностью в автоматическом режиме, без участия человека. Для этого на станции смонтировали специальное напольное оборудование, например, замедлители для надвига и роспуска вагонов, датчики, с помощью которых «мозг» локомотива получает сигналы об остановке и начале движения, наборе скорости и так далее, организовали автоматизированные рабочие места операторов. В испытаниях задействовали три тепловоза Октябрьской дирекции тяги серии ТЭМ7А.
Их оборудовали бортовой системой контроля свободности пути – блоком определения препятствий: на их «морды» установили небольшие железные блоки, которые с помощью лазера определяют, есть ли на или в колее различные объекты, а на крыше поместили блок, в котором заключены видеокамера и лазерная установка.
Блоки на локомотивах синхронизируются с данными системы МАЛС БМ, и если они определят, что на пути есть препятствие, локомотив сам должен выполнить определенные действия по правилам ПТЭ – как если бы им управлял машинист. Таким образом, этот блок должен повысить уровень безопасности движения в автоматическом режиме управления.
В ходе испытаний, прошедших на прошлой неделе на станции, как раз определяли исправность выполнения локомотивом алгоритмов. Так, при обнаружении объекта на пути локомотив подает звуковой сигнал-предупреждение, затем снижает скорость движения и на дистанции 100-150 м до объекта он должен начать торможение, затем «подтянуться» до десяти метров и остановиться окончательно.
Цель испытаний – проверить, исправно ли блок определяет объекты разной величины, а также в затрудненных условиях. Сначала в колею поставили большой манекен, затем поменьше – блок должен был распознать на дистанции до километра, что на пути находится взрослый человек и ребенок. Потом проверили, определит ли блок в колее сигнальный красный щит, предупреждающий о том, что дальше движение запрещено. Затем задачу усложнили и проверили эффективность работы блока при плохой видимости: зажгли дымовую шашку – сквозь туман и дым система должна так же исправно определять препятствия.
Экспертная комиссия определила, что эксплуатационные испытания прошли успешно и утвердила проведение приемочных испытаний. Предварительно они запланированы на декабрь нынешнего года.
Согласно программе перехода на безлюдные технологии, в 2021-2023 годах технология работы без участия машиниста должна распространиться на весь сортировочный парк станции Лужская.
Источник: РЖД