data-caption= data-caption= data-caption=
Начинаются испытания комплекса для измерений геометрических параметров колесных пар локомотивов

Локомотивы

 

12 октября, чле­ны экспертной комиссии ОЖД в рамках проведения пилотных испытаний цифрового диагностического комплекса для измерений геометрических параметров колесных пар локомотивов выбрали место для его установки. Этот комплекс – первый отечественный на сети дорог, предназначенный для измерения параметров колесных пар локомотивов на ходу.

Сейчас на сети такие комплексы применяются для измерения параметров колес вагонов на подходах к станции. Разработка отечественной компании создана по аналогии, однако применяться будет для автоматического контроля технического состояния колесных пар локомотива.

Местом установки выбран подъезд к пункту технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московской. Эксперты рассматривали также станцию Мга, однако там нет инфраструктуры и устройств на балансе дирекции тяги. То есть серверы, сами датчики пришлось бы ставить в «чистом поле» и запитывать комплекс от устройств службы СЦБ или связи. На Сортировке есть вся необходимая инфраструктура и непосредственно ПТОЛ. Вдобавок, станция расположена в центре города, по­этому удобно обслуживать и контролировать аппаратуру.

Комплекс представляет из себя специальное напольное оборудование, оснащенное лазерными датчиками, которое устанавливается непосредственно в шпальную коробку пути ПТОЛ. Лазеры комплекса предназначены для бесконтактного измерения параметров колес – толщины обода и гребня – и выявления дефектов поверхности катания: все отклонения от установленных норм автоматически будут определены как брак. Также комплекс будет идентифицировать тяговый подвижной состав, считывая и распознавая серию и номер машины. Полученные данные выгружаются на автоматизированное рабочее место (АРМ) ПТОЛ и в автоматизированную систему управления технологичес­кими процессами (АСУ ТП). Отметим, что этот комплекс зарегистрирован в Росстандарте и является метрологически поверенным средством измерения.

Сейчас работники по прибытии локомотива на ПТОЛ определяют параметры вручную с помощью двух шаблонов: универсального и ДМеТИ. Также используют толщиномеры или профилометры. Эти данные, а также серию и номер локомотива, номер секции и колеса они тоже вручную вносят в форму ТУ-17 – книгу учета состояния бандажей колесных пар локомотивов, моторвагонного подвижного состава. В одной секции локомотива шесть колесных пар, на измерение одной уходит в среднем около пяти минут. «Автоматизация диагнос­тики при помощи комплекса позволит уйти от ручного труда, ускорит процедуру замера, что, соответственно, повысит производительность, а также исключит человеческий фактор. Так, при ручном измерении есть риск выпустить на линию локомотив с недопустимыми параметрами. Автоматическая выгрузка данных в АСУ ТП и АРМ сделает это невозможным, так как наличие брака будет отражено в системе. Так подход к качеству колес будет строже и повысится уровень безопасности движения», – отметил заместитель начальника Октябрьского центра инновационного развития Павел Никулушкин.

Теперь, когда место для установки комплекса определено, разработчики приступят непосредственно к его монтажу. Планируется, что опытная эксплуатация начнется в декабре этого года или январе следующего. Это позволит испытать комплекс зимой и проверить, повлияют ли перепады температур на его надежность и работоспособность.

Источник: РЖД